Фонотека

ALEXIS webAlexis Avakian

Diggin’ Chami — 2014

Лейбл – Paris Jazz Underground,

9 треков\47 минут

Дебютный альбом французского саксофониста Алексиса Авакяна с первых же минут поражает своей бьющей через край энергетикой. Хард-боп, модерн, армянский фолк – все смешалось в его музыке. Алексис является автором почти всех композиций, за исключением темы Spring Is Here Ричарда Роджерса. Уроженец Марселя, музыкой увлекся благодаря своей матери профессиональному музыканту, исполнительнице на каноне (она, как и отец Алексиса, уроженка Кировакана). Начинал он играть на фортепиано, затем была гитара, и уже потом – саксофон. Ученик самого Джерри Бергонзи, одного из новаторов и адептов современного экспериментального джаза, Алексис в начале своей карьеры идет по его стопам, а затем находит и свой собственный путь. Участник многих фестивалей во Франции и за ее пределами, в 2014 году он, наконец, решается записать свой альбом со своим собственным материалом. Вместе с ним на записи играют Ludovic Allainmat (фортепиано), Mauro Gargano (бас), Fabrice Moreau (ударные), Romain Pilon (гитара), Zadig Panossian (перкуссия) и Artyom Minassian (дудук).
Наибольший интерес представляет замечательная композиция, давшая название всему диску, – Diggin’ Chami. Шамирам – имя прабабушки музыканта. «Diggin’» в переводе с английского означает что-то вроде «копать», т.е. Алексис словно ищет свои корни, вспоминает свою родню, волей злого рока попавшей в начале века во Францию, и импровизирует на тему, наполненную армянской мелодикой. Впечатление усиливает и прекрасный исполнитель на дудуке Артем Минасян (не путать с Левоном Минасяном, другим великолепным французским дудукистом). Еще в одну «армянскую» тему превращается знаменитый джазовый стандарт композитора Роджерса, когда тему раскрывает дудук. Слушателю может показаться, что изначально эта песня американского композитора была написана специально для исполнения на дудуке, так органично вписался этот армянский инструмент в джазовую мелодию. И еще очень впечатляет Valse Pour Zoe – очень красивая, нежная и романтическая тема, и развивают ее музыканты в таком же ключе. Просто отдыхаешь, слушая ее. Словом, получился очень позитивный диск.

Original Broadway CastVISIT_

The Visit — 2015

Label: Broadway Records

24 трека\ 76 минут

Великолепный мюзикл композитора Джона Кандера и либреттиста Фреда Эбба был поставлен по книге Терренса МакНалли впервые в 2001 году в Чикаго в Театре Гудмана, затем достиг подмостков Бродвея в Нью-Йорке, а в начале этого года получил награды TONY аж в пяти номинациях! В главной роли выступила звезда Бродвея Чита Ривера. Спектакль с огромным успехом шел на подмостках Нью-Йорка и других городов Америки, и в прошлом году было решено записать музыкальные номера на диск.
Сюжет мюзикла достаточно хорошо знаком советским зрителям – это музыкальная адаптация знаменитой сатирической пьесы швейцарского писателя Фридриха Дюрренматта 1956 года о зависти и мести американской миллиардерши Клэр Цаханасян своему бывшему возлюбленному. Михаил Козаков в 1989 году поставил фильм по этой же книге, который назывался «Визит дамы». Замечательный фильм, обличающий многочисленные пороки современного общества. Достаточно любопытная история, положенная на замечательную музыку знаменитыми авторами, известными своими предыдущими работами, такими как «Кабаре», «Чикаго» и «Поцелуй женщины-паука». Хореографом выступила знаменитая танцовщица Энн Рейкинг. Прекрасные костюмы, удивительные декорации, яркие, типично бродвейские, слегка утрированные голоса, Но, конечно, главным «действующим лицом» любого мюзикла является сама музыка. Так вот и на сей раз авторам удалось создать прекрасные, в стиле ретро, песни и музыкальные номера. Конечно, человек, который хорошо знаком с названными выше мюзиклами, сразу почувствует руку мастера – уж очень похожи мелодии и аранжировки на все то, что они делали до сих пор. Чарльстоны, регтаймы, свинговые номера в духе 30-х годов, роскошные, даже немного гламурные джазовые баллады – не подкопаешься! Один номер лучше другого. Пиршество для любителей ретро музыки, собранной и осмысленной в одном произведении. Почти полтора часа приятной во всех отношениях музыки. Словом – очередной бродвейский хит, новая бродвейская классика.

Alpha BlondyAlpha Blondy

Positive Energy — 2015

Лейбл — Wagram Music

12 треков\54 минуты

Реггей – весьма специфический жанр музыки. В том смысле, что в нем уникальным образом сочетается, казалось бы, не сочетаемое – серьезные слова, политическая и социальная направленность и веселые мелодии и танцевальные ритмы. И подобное сочетание демонстрирует в своем творчестве практически весь пласт музыкантов этого жанра. Песни протеста, песни борьбы за свою свободу и социальную справедливость – вот что такое реггей. Но при этом надо обязательно помнить, что благодаря сумасшедшему смешению влияний и музыкальных культур, ритмов разных народов музыка славного острова Ямайка вылилась в сплошную танцевальную круговерть – веселуха! Что ж, люди таким вот образом, танцуя и веселясь, привыкли бороться за свои права – не всем же заседать в костюмах и с важным видом в парламенте…
Альфа Блонди, певец и композитор из ряда именно таких музыкантов. Родившийся в 1953 году в городе Димбокро, Кот-д-Ивуар, он поет на многих языках – французском, английском, арабском, иврите и, конечно, на своем родном языке диоула. Старший из 8 детей в семье, Сейду Коне (именно таково настоящее имя певца) начал музыкальное образование на родине, а закончил в Нью-Йорке. Еще в студенческие годы он образовал свой первый коллектив, а в 1982 году записал свой первый альбом. На сегодняшний день их у него 23, если считать концертники и всяческие сборники. Свою последнюю работу он записывал вместе с группой The Solar System, а в качестве приглашенных гостей на записи слышны другие молодые и уже известные исполнители стиля реггей – Иджаман Леви, Таррус Райли, Исмаэл Исаак и другие. Практически все песни, как и в его предыдущих альбомах, призывают к борьбе за свободу, равенство, бойкоту политики апартеида и прочим правильным вещам. Но делается это на фоне таких зажигательных ритмов, что вряд ли человек, не прислушивающийся внимательно к текстам (тем более на языке диоула), поймет, что песня рассказывает о тяготах жизни в Африке. Так что, если вы не владеете ни одним из указанных языков или слабо знаете их, можете спокойно брать этот альбом на дискотеку, вечеринку и весело плясать под него. Удовольствие получите колоссальное.

ARAM TRIOKhachaturian trio

Chamber Works — 2015

Лейбл – Indie

18 треков\113 минут

Начало июня порадовало любителей классической музыки замечательным событием. В Доме-музее Арама Хачатуряна состоялась презентация альбома, состоящего из двух дисков. Это камерные произведения Арама Ильича в записи великолепного трио, носящего его имя. Атмосферу, царившую в тот вечер, мало назвать теплой, это была встреча добрых друзей, восторженных почитателей таланта великого композитора. Музыканты проделали огромную работу, записав и представив слушателю произведения, которые исполнялись довольно редко. Альбом открывает «Колыбельная» для трио, написанная в1926 году, далее следует сюита для альта и фортепиано (1929 г.). Уже в этих студенческих работах Арама Ильича чувствуется незаурядный талант будущего композитора. Далее следует интересная сюита для двух фортепиано с ее контрастными частями, где первая часть, Остинато, звучит отголоском войны, и фортепианная соната со спартаковскими интонациями. Завершает диск Соната для виолончели соло. Известно, что к виолончели у Арама Ильича была особая любовь.
Второй диск альбома начинается сонатой-монологом для скрипки в исполнении Карэна Шахгалдяна и сонатой-песней для альта, в исполнении «специального гостя» Максима Новикова. Нельзя также не отметить роль Новикова в качестве звукорежиссера. Он блестяще справился с этой работой. Помимо этих произведений, на диске звучат и переложения популярных мелодий из балетов «Гаяне», «Спартак» и музыки к драме «Маскарад». Все эти переложения сделаны специально для трио Аветиком Пивазяном и Рубеном Асатряном. Кстати, эти номера прозвучали бисами в презентационной концертной программе трио. В записи альбома, которая прошла в зале музея, принимали участие не только постоянные участники трио – пианистка Армине Григорян, скрипач Карэн Шахгалдян и виолончелист Карен Кочарян, но и альтист Максим Новиков и пианистка Сона Барсегян, при участии которой была записана Сюита для двух фортепиано. Хочется еще отметить прекрасное оформление и интересный вкладыш, в котором использованы редкие фотографии из архива музея. Совместный проект музея и Трио Хачатуряна спонсировала компания Ucom.

Армен Манукян

Об Авторе

Похожие материалы

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *