Самвел Матосян: “Темы сами находят меня”

Братья Тигран и Самвел Матосяны родились, можно сказать, в киношной семье. Их отец, киновед и киножурналист Роберт Матосян, долгие годы был редактором газеты «Фильм», в настоящее время является редактором журнала «+Кино». Все это в Армении: газета – в советской, журнал – в независимой. Сыновья Матосяна уже в 1993 году начали работать в сфере кино и телевидения, а в 2004-м даже рискнули основать собственную компанию с говорящим названием «Синематос», в котором присутствуют и кино, и фамилия. Продюсером и генеральным директором компании является старший брат Тигран, а художественным руководителем – Самвел, режиссер по образованию. Как и многие армяне независимой поры нашего государства, братья оказались за пределами страны – в России, но кинематограф не забросили, за все время работы создали более 50 документальных фильмов, тепло встреченных зрителем и принимавших участие в российских и международных кинофестивалях. Некоторые из них отмечены дипломами и призами. За фильм «Михаил Шолохов – эскиз к портрету» братья были награждены памятной медалью Михаила Шолохова «За гуманизм и служение России», фильм «Брюсов» был удостоен медали В.Я.Брюсова за вклад в развитие российско-армянских гуманитарных и культурных связей. Специальным призом «За талантливое отражение идей гуманизма» награжден документальный фильм «Жертвам безвинным, сердцам милосердным», снятый к 20-ой годовщине землетрясения в Армении.
Безусловным достижением братьев Матосянов является находка и исследование уникальной аудиовизуальной информации и первых документальных кадров армянского кинематографа, датируемых 1911 годом.
На вопросы «Пятницы» отвечает Самвел Матосян.

- Как вы оказались в Киноакадемии Никиты Михалкова?
— Случайно. Мой старший брат Тигран увидел в Союзе кинематографистов России информацию о наборе в Киноакадемию участников, у которых уже есть первое высшее профессиональное образование и опыт работы в кино. Мне пришлось на целый месяц удалиться от всех дел и проектов, отказаться от всех деловых встреч, чтобы пройти конкурсный отбор. Я потом узнал, что выдержал довольно сложную конкуренцию.
Чем отличается эта киноакадемия от остальных вузов, готовящих кинематографистов?
-Прежде всего очень насыщенной программой обучения и профессионализмом не только преподавателей, но и учащихся. Моими сокурсниками были ребята, приехавшие из разных стран мира, уже имевшие опыт работы в кино, а учителем и наставником – сам Никита Сергеевич Михалков. Прямо скажем, о своей профессии мы узнали много нового, что не во всех кинематографических вузах преподается.
- Фильм о фотографе Владимире Мусаэльяне “Тайна силы» — ваша первая работа?
-Не первая, и очень ответственная по своей тематике и по сложности воплощения. Целый год мы вели переговоры с Кремлевским фотографом номер один о возможности взять у него интервью. А в архивах нам удалось раздобыть уникальные кадры о его работе. Владимир Мусаэльян из тех редких фотографов, которые не скрывают за фотокамерой своего лица. Почти 25 лет легендарный фотограф практически не давал о себе знать. Я счастлив, что нам первым удалось вывести его из незаслуженного забытья. Ведь вклад его в фотожурналистику неоценим. Это благодаря ему современники узнавали не только о политических событиях в мире, но и его глазами видели первопроходцев космоса, других выдающихся деятелей советской эпохи.
А первая работа была снята в Ереване в тяжелые 90-ые — о семье канатоходцев, и назывался фильм «Между небом и землей».
- Какие еще фильмы сняты вами?
-Интересная работа была создана нами к юбилею Валерия Брюсова. Странно, но это первый документальный фильм о знаменитом поэте серебряного века. Даже коллеги-кинематографисты удивлялись – мол, как так случилось, что никто до вас не обращал внимания на эту тему, причем не только в Армении, но даже в России.
- Расскажите поподробнее о работе над фильмом. Запомнившиеся моменты, интересные истории. Возможно, факты биографии, поразившие вас.
— Работая над фильмом «Брюсов», мы нашли первую хронику, снятую в Эчмиадзине в 1911 году. Фактически это первая в истории киносъемка на территории Армении. Кинокадры, которые считались утерянными, были показаны на церемонии Национальной кинопремии «Айак» в 2014 году и отмечены благодарственными дипломами. Думаю, они восстанавливают прерванную связь времен, а также приближают армянское кино к дате возникновения кинематографа. Эти уникальные кадры использованы в нашем документальном фильме «Сотворение».
- Как выживают в Москве молодые кинематографисты (имею в виду конкретно вас) в свободное от основных съемок время?
Москва — сложный и далекий от романтики город. Тем более для творческих людей. Я бы назвал его крайне прагматичным и циничным мегаполисом. Не сказал бы, что выживаем, но жить в напряжении, в жестком ритме этого города довольно сложно, все время приходится сталкиваться с цепной реакцией недовольных своей жизнью людей, которых окружает постоянное негативное информационное поле. Приходится проявлять терпение, а в каких-то случаях применять собственную, индивидуальную модель действий в форсмажорных обстоятельствах. А в свободное время – заниматься живописью и фотографией.
- Где вы находите темы для своих фильмов?
— Во многих случаях они сами находят меня.
- Снимаете только армянскую тематику или еще что-то?
— Приступая к съемкам документальных фильмов, я всегда создаю культурное пространство и связь между Арменией и Россией. Но есть темы, которые не связаны ни с Арменией, ни с Россией. Например, фильм об американской коллекционерше старинных елочных игрушек Ким Балашак.
- Над чем работаете сейчас?
— Одновременно продвигаем несколько проектов. Не буду говорить о конкретных планах, скажу лишь: какой бы фильм мы, братья Матосяны, ни снимали, это всегда картина о жизни и гуманистических ценностях.

Вопросы задавала Роза Егиазарян

Об Авторе

Похожие материалы

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *