Арт-Гнездо, или союз единомышленников

Они в шутку называют себя передвижниками, поскольку их театр не имеет в Москве своей собственной площадки, и они, подобно бродячим актерам, ездят по разным городам и весям со своими спектаклями. Талантливая актриса Ирина Евдокимова и молодой режиссер Алексей Злобин создали «Арт-Гнездо» 12 лет назад, сразу после того, как вступили в брак. С Ереванским Международным фестивалем моноспектаклей «Арммоно» у них какая-то особенная связь: с тех пор, как они впервые приехали в Ереван на этот фестиваль, они возвращаются сюда вновь и вновь. На этот раз, помимо моноспектакля «Што-с» (по повести Лермонтова) они привезли в Ереван свою новую программу военных песен, посвященную 70-летию победы в Великой Отечественной войне, премьера которой состоялась 7-го мая в Ереване, в Доме Москвы. Интересно, что идея создания этой программы принадлежит директору «Арммоно» Марианне Мхитарян. Об этом и о многом другом рассказывают в эксклюзивном интервью нашему изданию Ирина Евдокимова и Алексей Злобин.

ИРИНА ЕВДОКИМОВА: «К поэзии меня приобщил мой муж»

- Ирина, вы привезли в Ереван программу военных песен Высоцкого, Окуджавы, Бернса, в нее вошли также песни, широко известные по исполнениям Шульженко, Утесова, Гурченко… Не страшно было исполнять песни на военную тематику после этих корифеев жанра?
- Сравнивать все равно будут, а я пою так, как пою, абсолютно по-своему. С особой опаской я бралась за песни Высоцкого — они у него уж очень жесткие, очень мужские. Но решилась. Программу мы с Алексеем составляли из наших любимых военных песен, впрочем, эти песни знают и любят все. Ощущения были потрясающие, я сама получила массу эмоций от ереванской премьеры. Никогда до этого я не пела военных песен, для меня это сакральная тема. Мой папа из Сталинграда, он всегда подчеркивал это — именно из Сталинграда, а не из Волгограда. Он был ребенком войны, вместе с другими детьми гасил фугаски, бегал по разрушенному городу, потом попал в эвакуацию. Папы уже нет, и, делая программу военных песен, я все время думала о нем. Мама тоже прошла через войну, она москвичка, вместе со всеми пряталась в бомбоубежищах, перенесла все тяготы военных лет. Так что тема войны мне очень близка, и я благодарна директору «Арммоно» Марианне Мхитарян, которая предложила нам сделать такую программу.
- С этой программой вы будете выступать и на других сценах?
- Обязательно. К сожалению, мы не успели сделать видеопроект. Никаких клише, никаких пафосных кадров не будет, наша программа — о простых людях, которые воевали, и на первом плане будут лица этих людей, какие-то бытовые детали… К ереванской премьере мы отнеслись как к подготовительному этапу, поскольку много чего не успели доработать, мы даже не до конца собрали вокальную программу.
- Вы с такой легкостью переключались с лирических песен, таких как «Темная ночь», «Белый платочек» на жесткие песни Высоцкого. Как вам это удавалось?
- Помогает актерская профессия, в моноспектаклях у меня бывают гораздо более резкие переходы.
- В прошлый раз вы привезли на «Арммоно» моноспектакль «Посвящается Я», поставленный по поэме Бродского «Посвящается Ялте». Вы говорили, что Бродского для вас открыл муж Алексей.
— Да, это он приобщил меня к поэзии. В первый же день нашего знакомства он весь вечер читал мне стихи Бродского. До этого я как-то не воспринимала поэзию. И вот когда я встретила Алешу, он сразу же стал читать мне стихи, и у меня вдруг словно открылись уши, и я в свою бунинскую программу, в которой была одна только проза, вставила стихи. Сейчас я работаю над аудиопроектом по Бунину, и там больше стихов, чем в самом спектакле, и вообще проект этот будет более развернутым по сравнению со спектаклем.
- Вы перепробовали практически все театральные жанры. Который вам ближе?
- Если все спектакли делать одинаковыми, то будет уже не интересно. Скажем, спектакль по Бунину гораздо более статичен по сравнению с другими спектаклями, по Бродскому — пластичен, а по Лермонтову — очень театрален и визуально насыщен. На самом деле сам материал дает идеи, как лучше его преподнести.
- На ваш взгляд, чем отличаются поющие актеры от певцов?
- Тем, что они в первую очередь актеры. Певцы берегут свой голос, холят и лелеют его, соблюдают специальные диеты для голоса, а для поющих актеров важнее передать зрителю чувства и эмоции, чем просто и безупречно исполнять вокальные партии. Конечно, при этом не плохо бы попадать в ноты, но актерам простительны ошибки. Ведь есть же актеры, которые великолепно пели даже при полном отсутствии голоса. Вспомните того же Даля или Миронова. Их пение не перепутаешь ни с чьим другим.
- Вы не только поющая, но еще и танцующая актриса. А есть что-то такое, что невозможно передать с помощью танца?
- Нет, с помощью танца и пластики можно передать все! Для меня первично движение, потому что я дочь танцоров, и когда я двигаюсь, я счастлива. Передавать танцем любые эмоции меня учили сначала родители, а потом и педагоги.

АЛЕКСЕЙ ЗЛОБИН: «Ереван прекрасен людьми, которые здесь живут»

- Алексей, почему вашу художественную мастерскую вы назвали «Арт-Гнездом»?
- Все очень просто: «Арт-Гнездо» — это наше артистическое гнездо, в котором закладывается принцип создания будущего спектакля, делается какой-то задел, наговаривается какая-то история, которая постепенно дорабатывается, немного репетируется, к ней готовятся саундтреки, фонограммы и т.д. А сам спектакль рождается на фестивалях, прямо на глазах у зрителей. В Москве у нас нет своей площадки, нет своего театра, но есть свой зритель, который ждет нас повсюду, куда мы бы не приезжали. Гнездо еще и потому, что мы с Ирой семья, и это наше артистическое и семейное гнездо. Для нас с Ирой «Арт-Гнездо» — это общий мир, союз единомышленников. Я скажу так, что все, что раньше для меня было абсолютно моей рабочей территорией, — написание каких-то текстов, сочинение стихов, создание фильмов и т.д., — после нашей встречи с Ириной умножилось на ее присутствие.
- Ваша супруга очень разноплановая актриса, и это наводит на мысль, что именно для того, чтобы полностью раскрыть весь ее потенциал, ваши постановки так не похожи одна на другую.
- Безусловно, Ира очень талантливая и разносторонняя актриса, и для того, чтобы в полной мере раскрыть все ее данные, нужно решить вопрос выбора репертуара. Скажу, что нашему театру повезло страшно — в нашей труппе великолепно поют и танцуют, великолепно читают текст, великолепно понимают суть действия, создают великолепный звук. А Ира — она может все! Это, конечно, замечательно, что она такая разноплановая. В перспективе у нас работа с куклами. Мы хотим сделать спектакль — камерную оперу при участии кукольных персонажей.
- Вы третий раз в Ереване. В нашем городе у вас уже есть любимые места?
- Да, и в первую очередь, это русский драматический театр, театр с открытым окном, как я его называю. В прошлый наш приезд нам показали Матенадаран, открыли архивы. Мы были потрясены, ознакомившись с древними, совершенно уникальными рукописями. Кроме того, у нас было много человеческих открытий. Со священником отцом Исаи мы ездили в Эчмиадзин, потом в Гарни и Гегард, и это была совсем не туристическая поездка. Отец Исаи со своим другом-настоятелем спел для нас в вырубленном в скале храме, где потрясающая акустика, и это было настоящим потрясением для нас. В Ереване мы познакомились с художником и певцом Каро Чаликяном, который в разные годы возглавлял хор монастыря Гегард. Знакомство с ним, а также с директором музея Параджанова Завеном Саркисяном произвело на нас огромное впечатление.
В этот наш приезд здесь собралась замечательная компания из Москвы — художники и архитекторы. Мы с ними немного попутешествовали по Армении. Ереван, как и в прошлые два наших приезда, оказался местом памятных встреч, в том числе и вне рамок фестиваля. А вообще это здорово, когда ты выходишь на сцену и видишь в зале своих друзей, которыми ты обзавелся в этом городе. Ереван — прекрасный город, и прекрасен он прежде всего людьми, которые здесь живут.

Гаяне Даниелян

Для справки:
Ирина Евдокимова
Родилась 21 июля 1969 года в Москве. В 1990 г. окончила актерский факультет Государственного музыкального училища имени Гнесиных. С 1994 по 1998 годы работала в Московском ТЮЗе в качестве актрисы. В 1998-2009 гг. была актрисой Театра Музыки и Поэзии под руководством Е.Камбуровой.
В 2009 г. выпустила свой первый диск с песнями на немецком языке «Птичкины сказки». Актриса снялась в ряде кинофильмов, также работала в радиотеатре. В 2006 году стала лауреатом фестиваля “Охридское лето” (Македония) в номинации “Лучшая женская роль” в спектакле “Абсент”. В 2007 . стала обладателем Гран при Международного фестиваля монодрамы “Zvrigzne” в Риге за спектакль “Никто”.

Алексей Злобин
Родился в 1972 году в Ленинграде. Окончил отделение русской филологии и культуры РГПУ им. А. И. Герцена, режиссерский факультет Театральной академии.
Снялся как артист более чем в десятке фильмов.
Работал ассистентом в театре у П. Фоменко, в кино у А. Сокурова, А. Германа, режиссером на картинах Э. Рязанова, С. Бодрова-младшего, Г. Параджанова и др.
Поставил ряд спектаклей в театрах Москвы, Петербурга и других городах России. Автор нескольких короткометражных фильмов и десятка полнометражных, короткометражных, документальных и анимационных сценариев, а также поэтических сборников, повестей и рассказов.

Об Авторе

Похожие материалы

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *