Места рождения и захоронения наших великих

Любая нация вправе гордиться великими деятелями своей истории и культуры. Естественно, подобная гордость присуща и нашей нации, которая, будучи одной из первых цивилизаций Земли, дала миру несчетное количество великих людей во всех сферах человеческой деятельности. Одним из многочисленных направлений науки географии является поиск, отождествление и локализация на карте тех мест, где рождались, творили и были похоронены великие деятели нации, оставившие след как в национальной, так и в общечеловеческой истории. Такая локализация в случае Армении, конечно же, значительно затруднена в результате множества глобальных катаклизмов в нашей истории, в частности фактом потери (надеемся, временной) девяти десятых нашей территории, где интенсивно продолжается процесс целенаправленного уничтожения многотысячелетней автохтонной деятельности нашего народа. Тем более важно закрепление в сознании всего мира (а самое главное – в нашем самосознании) тех бесчисленных свидетельств этой деятельности, которые, несмотря ни на что, продолжают безмолвно кричать о своем существовании на карте Армении… И речь идет здесь не только о таких “главных” символах нашей страны, как Масис-Арарат или озеро Ван с Ахтамаром, но и о тех десятках тысяч селений и памятников, каждый из которых хранит часть нашей истории, часть национального мышления и сознания, часть Ай Дата.
В предыдущих статьях в числе прочего мы рассказывали о деятельности Айка Наапета по обустройству своей страны. Достойный патриарх, завершив свои титанические деяния во славу Армянской нации, упокоился с миром около 2450-40 гг. до Р.Х. и был захоронен неподалеку от главной заложенной им крепости Айкаберд и места победы над Бэлом, чуть юго-западнее села Айк (Хайк, в произношении курдов – Хек), а над его могилой был насыпан холм – Герезманк Блур. Курган-могила Айка находится в гаваре Айоц Дзор (Армянское Ущелье) области Васпуракан Великой Армении – ныне в провинции Ван. Это ли не одна из главных попранных святынь Армянской нации, ждущая своего освобождения?..
Центральное место в армянской истории, а также одно из центральных мест в армянской географии занимает гавар Тарон области Туруберан Великой Армении. Здесь, к западу от славного города Муша, в междуречье Арацани и Меграгета, близ знаменитого монастыря Ехрдут расположено село Хоронк – родина ученого, “отца армянской истории”, описавшего, среди прочего, и деяния Айка – Мовсеса Хоренаци. К северо-востоку от Муша, в предгорьях Ха(й)рка, окаймляющих Мушскую долину, находится село Ацекац или Ацик (сейчас курды называют его Хасик) – родина еще одного подвижника нации, человека, возродившего Армянский алфавит, ученого и просветителя Святого Месропа Маштоца.
Либо в селе Тергеванк (Нергин) между Мушем и монастырем Мшо Аракелоц, либо в Эрьяне (Кореан, Хйриян) близ правого берега Арацани родился один из величайших философов раннего средневековья Давид Анахт (Непобедимый). Монастырь же Мшо Аракелоц – один из главнейших во всей Армении, превращенный ныне в груду развалин, – к юго-востоку от Муша, на склоне Севсара и Тиринкатара – место упокоения (точнее, пока – мучений и чаяний) нескольких десятков великих мужей Армении. Среди руин некогда величественного монастырского комплекса – обломки изумительных по красоте и обработке своей хачкаров, – они были надгробиями Мовсеса Хоренаци и Давида Анахта, Газара Парпеци и Геворга Чауша… А севернее Муша, на правобережье Арацани, напротив знаменитой крепости Вохакан и поблизости от упоминающегося в эпосе “Сасна Црер” монастыря Матраванк, расположены руины одного из главных сакральных центров дохристианской Армении, храмового города Аштишат, – село, возникшее на его месте, называется Дерик (курдское название, сохранившее древнее армянское имя Дер – святой, сакральный (армяно-арамейско-ассирийское Дейр) с суффиксом уменьшительного смысла “-ик”). В селении сохраняются руины Аштишатского монастыря Сурб Саак, возведенного на месте древних капищ и названного в честь Католикоса Саака Партева – соратника Месропа Маштоца, похороненного здесь со своей дочерью Шушаник. Все это – не символы ли, достойные постоянного внимания и ждущие освобождения?..
Еще один монастырский комплекс, имеющий богатую историю, в настоящее время лежит в руинах – это Огяц ванк в героическом гаваре Шатах Ванской провинции, а ранее – в гаваре Андзевацик области Васпуракан Великой Армении, в верховьях реки Джерм. Здесь расположены могилы царя Трдата Великого (первого в мире христианского царя), его жены, царицы Ашхен, и сестры – Хосровдухт. Хотя насчет этих захоронений имеется и другая версия. На самом западе Великой Армении расположена область Бардзр Айк (Высокая Армения) с гаваром Екехяц – позже провинцией Ерзнка. Гавар Екехяц-Ерзнка был средоточием культурной и духовной жизни дохристианской Армении. Здесь, в храмовых городах Ерзнка, Тил и Тордан были расположены главные святилища богинь Анаит и Нане, множество других храмов и святынь. С принятием христианства этот гавар стал играть столь же значительную роль в качестве монастырского центра Армении. А район Тордана стал собственностью Григора Лусаворича (Просветителя), который провел здесь остаток жизни после принятия Арменией христианства. Здесь же, на склоне горы Даранахяц или Сепух, расположена пещера Манеа Айр, где он жил как отшельник и был первоначально похоронен. Затем прах Григора Лусаворича вместе с останками царя Трдата 3-го Великого и царицы Ашхен, а также духовных отцов Вртанеса, Усика и других были перезахоронены в монастыре Тордана, получившем в честь этого название Сурб Ншан Инн Србоц – Знамения и Успения Девяти Святых. В монастыре же Тила Джухтак Айрапет похоронен царь Пап.
В том же гаваре Ерзнка, близ Камаха, на правобережье Епрата, находятся руины другого дохристианского центра Армении, города Ани-Камах (назван так для различения с главным Ани на Ахуряне). В Ани-Камахе первоначально находилась родовая усыпальница царской династии Армянских Аршакидов с многочисленными останками и богатствами. В ходе войны Вардананц войска персидского царя Шапуха 2-го разграбили усыпальницу, а царские мощи, дававшие, по поверью, доблесть и силу армянам, попытались вывезти в Персию. Но армянская конница во главе с Васаком Мамиконяном спасла царские останки и доставила в нынешнее село Ахдзк Арагацотнской области Республики Армения. Здесь, по левую сторону от дороги из Еревана в Гюмри-Кумайри, и расположилась (уже навеки) усыпальница Армянской царской династии Аршакуняц. Здесь же, в селе Ошакан, погребен и Святой Месроп Маштоц – одна из немногих Армянских святынь, не подвергшаяся попранию.
В селе Мктенк гавара Бун Сасун (Центральный или Главный Сасун), близ правого берега реки Сасноджур родился фидаи, один из главных героев армянской вооруженной освободительной борьбы конца 19-го века Геворг Чауш. В гаваре Хулб или Кохб Большого Сасуна, в селе Агаронк родился фидаи, герой, наводивший ужас на турок, Грайр Джохк (Адский). Село Согорд между озерами Ван и Немрут к северу от Датвана – родина фидаи, одного из главных руководителей героической армянской вооруженной борьбы Ахбюра Сероба. В селе Хюсник (ассирийское имя – Хусейник, “счастливый” – от армянского Хюсник, “кружевной, сплетенный”) около Харберда родился организатор операции “Немезис” Шаан Натали, а в селе Верин (Верхний) Багарич гавара Ерзнка-Камах – главный герой этой операции, армянский народный мститель Согомон Тейлерян. В городе Нор Харберд (не путать с другим Нор Харбердом близ Еревана), ныне называемом Элязыг (от армянского Ехеги) близ Харберда родился Ваан Тотовенц. В селе Бенкан на границе Великой Армении с Малой, на правом берегу Епрата родился Мисак Мецаренц. В городе Ахавнадзор, ныне именуемом Шапин-Гарахисар, в Армянском Понтосе, родился полководец Зоравар Андраник. Нахиджеванское село Цхна (Чананаб, искаженное армянское Цхнанав, Шенанав) – родина родителей Комитаса. Село Саплор – пригород Багеша, нынешнего Битлиса, — родина родителей Уильяма Сарояна. Город Игдир (армянское диалектное Иг, Ига – производное от Айги, “сад”, сравните, например, с местным произношением Игхат села Айгехат в Лори, или с Игадзором в Арцахе, или с Игатуном (Эгутуном) – вторым названием знаменитого сасунского Талворика) – родина Дро (Драстамата Канаяна) и Аветиса Агароняна. Село Кзнут в Нахиджеване – родина великого Гарегина Нждэ. Его останки захоронены в двух местах – у стены монастыря Спитакавор в Вайоц Дзоре, и на склоне горы Хуступ близ Капана. Этот список можно продолжать до бесконечности – нет числа великим армянским именам…

Григор Бегларян

Об Авторе

Похожие материалы

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *