30.01.1972. Кровавое воскресенье

Уже утром того воскресенья было ясно, что может пролиться кровь. Проснувшись, жители североирландского Дерри обнаружили, что их город заполонили солдаты Ее Величества. Вооруженные до зубов десантники заблокировали улицы, обвели весь город колючей проволокой. Тем не менее организаторы мирной демонстрации, в числе которых был член парламента Айвен Купер, решили не отменять заранее запланированный и вполне легальный марш в защиту гражданских прав Северной Ирландии. Решение, о котором они, вероятно, будут жалеть через несколько часов. Возмущенные молодые парни, отделившись от основного потока демонстрантов, начали кидать камни на британских солдат. И тогда, в начавшейся суматохе десантники открыли огонь боевыми пулями… Зачем? За что? 13 безоружных демонстрантов, включая шестерых несовершеннолетних и одного священника, были убиты. Пятеро из них были застрелены в спину.
30 января 1972 года. Еще одно “Кровавое воскресенье”…
Англичане хотели утихомирить ирландцев. Но их действия возымели эффект бумеранга – после бойни в Дерри ряды Ирландской республиканской армии (ИРА) пополнились новыми добровольцами…
Это краткое изложение ужасающих событий не только того злосчастного дня, но и сюжета английского фильма «Кровавое воскресенье» (Bloody Sunday, 2002). Режиссер и автор сценария — Пол Гринграсс. Его имя знали и до этого, но именно “Кровавое воскресенье” принесло Гринграссу Золотого Медведя Берлинского кинофестиваля-2002 (приз разделили между “Кровавым воскресеньем” и анимационным фильмом япоского режиссера Хаяо Миядзаки “Унесенные призраками”). После этого успеха Гринграссу предложили снимать вторую и третью часть шпионской франшизы про Джейсона Борна, чем он и занялся.
В кинодраматургии есть принцип, который гласит, что изображение «голого факта» — события в чистом виде — не приближает нас к правде, наоборот — отдаляет ее от нас. Однако Пол Гринграсс делает именно это. “Кровавое воскресенье”, ”Рейс 93” (о захвате одного из американских самолетов 11 сентября 2001 года) — фильмы, основанные на реальных событиях, в которых режиссер и сценарист Гринграсс воспроизводит реальное происшествие настолько реалистично, насколько это только возможно, не приукрашивая его традиционными повествовательными шаблонами и искусственным накалом драматизма. Гринграсс выбирает такие реальные истории, в которых драмы и без того хватит. Однако сам этот факт не может гарантировать, что лента выйдет достойной. Не каждый режиссер может оправдать выбор такого метода, но талантливый Гринграсс каждый раз выходит с честью из сложного положения.
«Кровавое воскресенье» — тому пример. Бывший журналист Гринграсс тщательно собрал все факты, просмотрел все фотографии и сделал на этой основе весьма необычный фильм.
Хоть симпатии Гринграсса явно на стороне демонстрантов, он пытается представить все стороны и аспекты конфликта. В результате получается лента, которая фактически не имеет главного героя. Номинально им является Айвен Купер в исполнении североирландского актера Джеймса Несбитта. Повествование, почти полностью посвященное событиям 30 января 1972 года, все время переключается с руководителей марша на вспыльчивых подростков и собственно военных, но не зацикливается ни на одном из них. Гринграсс раскрывает ситуацию и ее значение изнутри, без каких-либо посторонних взглядов. Тем не менее на экране рождается довольно гибкий образ трагедии в Дерри.
Оператор действительно словно “случайно” попал в гущу событий и знать не знает, что произойдет через секунду. «Кровавое воскресенье» снято как репортаж с горячей точки. Камера все время трясется в руках оператора, не заходит на линию огня, прячется вместе с демонстрантами за машинами, как будто сама боится быть застреленной. Самое главное, что актеры не ограничены мизансценой. Режиссерский метод Гринграсса состоит в том, что не актеры приспосабливаются к камере, а камера приспосабливается к ним. Благодаря этому режиссер достигает невероятной правдоподобности. Желая до конца сохранить реалистичную атмосферу, Гринграсс ставит на финальные титры песню группы U2 «Sunday, Bloody Sunday», но не студийную версию, а запись концертного исполнения с рукоплесканиями и криками людей.
Это единственная песня в фильме. Вместе с тем звуковое оформление играет решающую роль в “Кровавом воскресенье”. Ясное дело, не каждая сцена основана на фактах. Есть эпизоды, специально написанные для раскрытия и развития персонажей. Причина, по которой они не выбиваются из общей колеи фильма, не только в умно написанных, живых диалогах, не только в прекрасно исполнивших их актерах, но и в звуковом оформлении. То тут, то там звонит телефон. Все время слышатся уличные звуки – шум машин, голоса прохожих. Но и камера почти всегда остается на расстоянии от говорящих, создавая впечатление, будто эти кадры сняты случайным прохожим.
Вообще во время просмотра порой забываешь, что перед тобой — художественное произведение. Не только метод сьемки, но и сценарное повествование весьма отличаются от того, что зритель привык видеть в кино (как в коммерческом, так и в артхаусном). Гринграсс не акцентирует внимание ни на одной отдельно взятой сцене, — он просто показывает поток жизни одного дня. Иногда даже складывается впечатление, что он напрочь забыл о грядущем расстреле и просто следит за повседневной жизнью Дерри. Для укрепления эффекта «потока киносознания» Гринграсс заканчивает каждую сцену затемнением.
Гринграсс больше хочет знать — как, а не почему все это случилось. Но это не делает детально воспроизведенную на экране трагедию менее ужасной. В конце концов, и так понятно — почему. Извечная недальновидность правительства никогда не перестанет удивлять. Тем не менее Гринграсс не настолько наивен, чтобы представлять демонстрантов исключительно в белом, а военных — в черном свете. Он лишь пытается перенести своего зрителя на место этих событий, чтобы он собственными глазами увидел и на собственной шкуре прочувствовал ужас того дня. Наверное, более реальные ощущения зритель смог бы получить лишь в том случае, если бы сам был в Дерри 30 января 1972 года…

Артур Вардикян

Об Авторе

Похожие материалы

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *