“Уильям Тернер”: нестандартный байопик

“Уильям Тернер”, или (если дать точный перевод английского названия) “Мистер Тернер” (Mr Turner, 2014) – это кинолента одного великого англичанина, режиссера Майка Ли о другом не менее великом его соотечественнике, живописце Уильяме Тернере (1775-1851).
В фильмографии лауреата множества кино- и театральных премий Майка Ли “Тернер”, несомненно, стоит особняком: до этого режиссер в основном обращался к жизни простых людей, “рисовал” свои фильмы в традициях реализма. Соответственно, и работа его постоянного оператора Дика Поупа была адекватной этому миру. “Тернер” же, можно сказать, сделан в духе картин великого художника. Имеется в виду, что не только конкретные кадры сняты так, чтобы напоминать картины и зарисовки Тернера, но и весь фильм выполнен в “золотых тонах”, с очень специфичной игрой светотени, свойственной живописцу, и с более “академичной” композицией кадров.
Уже в самой первой сцене Ли удается нащупать мироощущение картин Тернера, дать им, так сказать, адекватное киновыражение. Перед нами пестрое, широкое пшеничное поле где-то в Нидерландах. На заднем плане видна мельница. Ветер ласково играет с пшеницей. Слышатся женские голоса, и в кадре на первом плане появляются две крестьянки. Весело болтая и смеясь, они идут по полю, а камера нежно панорамирует вместе с ними. Вдруг она останавливается, как только в кадре на одном из дальних холмов появляется грузный джентльмен, сосредоточенно чертящий что-то в своем блокноте. Это Уильям Тернер.
Одним планом Ли словно оживляет атмосферу и настроение холстов художника. Нельзя утверждать точно, но складывается впечатление, что если бы Тернер жил в наше время и занимался кино, то оно было бы именно таким.

Майк Ли

Майк Ли

Лента Майка Ли — это отнюдь не стандартный биографический фильм (байопик), сделанный по всем правилам жанра. В большинстве своем байопики начинают повествование с детства или обращаются к нему с помощью флэшбеков (воспоминания, сцены из прошлого), где авторы пытаются найти все нити, приведшие к становлению главного героя, найти и обозначить тот самый момент, то самое событие, которое воодушевило персонажа на всю оставшуюся жизнь. С точки зрения традиционной голливудской кинодраматургии это облегчает задачу фильма, так как позволяет создавать логические цепочки (иногда чересчур четкие и однозначные) и вместить жизнь человека в рамки киножанра (не поймите превратно, и в этой формуле создавались замечательные ленты). Однако с точки зрения правдоподобности, действительного погружения в сознание персонажа, “жизненности” эта формула слегка упрощает все. А для Ли создание правдоподобной атмосферы – важнейшая задача.
В начале фильма (1830-е годы) Уильям Тернер уже взрослый человек, состоявшийся и уважаемый живописец. Флэшбеков нет и в помине. О детских впечатлениях упоминается вскользь. Однако отношения Тернера с отцом, с домохозяйкой, с детьми, которых он не признавал, с тогдашней британской богемой весьма понятны и органичны, хоть и не подчиняются каким-то конкретным канонам развития повествования.
“Уильям Тернер” вообще уникален тем, что здесь действительно нет драматических перипетий в традиционном их понимании. Ни в одной сцене Ли не накаляет драматизм, не подчеркивает то или иное событие. Он просто показывает “поток жизни”. Сцены “Тернера” не связаны между собой традиционными смысловыми швами. Скажем, в одной мимолетной сцене Тернер отправляется в поход и видит, как, рассекая лес, ему навстречу движется паровоз. Не будь Ли сценаристом и режиссером фильма, то эта сцена была бы сильно акцентирована, а потом показали бы, как Тернер, воодушевленный увиденным, рисует свою знаменитую картину. Однако для Ли важна не “логика творческого процесса”, а накапливание впечатлений и эстетического опыта. Минут через 20 после этой сцены, в диалоге мы узнаем, что Тернер действительно написал этот паровоз. А в другой сцене Тернер поднимается на мачту корабля во время ужасной бури. Почему? Наверное, чтобы получше разглядеть и ощутить шторм для написания очередной картины. Но Ли нам этого не говорит. Опять же, он просто показывает “поток жизни”. Есть еще сцена смерти отца Тернера, которого он горячо любил. Ли не пытается выдавить слезу у зрителя – для него важнее показать душевное состояние самого Тернера. После художник отправляется в бордель, где просит молодую проститутку позировать для его зарисовки. И вдруг он начинает рыдать, долго и неистово. Об отце ли он горюет в эту минуту? Возможно, но точно сказать нельзя.
Кому-то может показаться, что вышеописанный метод свидетельствует о некоторой отстраненной позиции создателей фильма. Но это не так: в такой подаче, где в рамках прекрасно поставленных кадров разворачивается столь живое, не типичное киношное действие – в такой подаче драма Тернера, драма человека будет иметь не мимолетное воздействие, а возможно, останется со зрителем надолго. И в этом велика заслуга не только Ли и оператора Поупа, но и исполнителя главной роли Тимоти Сполла, награжденного в 2014 году за свою работу призом Каннского кинофестиваля (Сполл известен широкому зрителю благодаря роли Питера Петтигрю, крысы Рона Уизли, в фильмах о Гарри Поттере). Насколько бы шаблонно это не звучало, но он буквально живет и дышит ролью Тернера. Его забавное рычание, выражающее широкую гамму эмоций – от негодования до одобрения, уже стало мемом в кругу синефилов. Важную роль играет и неординарная внешность самого Сполла.
Все это превращает просмотр ленты Ли в весьма необычный, интересный опыт наблюдения за жизнью Уильяма Тернера. Отличается она от других биографических лент еще и тем, что Ли не позволил авторитету знаменитого художника взять над собой вверх. В фильме его действия, мягко говоря, весьма неоднозначны. Очевидно, что Ли питает огромное уважение к Тернеру-художнику и восхищается его творчеством. Однако складывается впечатление, что для режиссера в первую очередь важен Тернер как персонаж, как человек, которого, так получилось, Бог одарил гением живописца. Ли не идеализирует своего героя, не закрывает глаза на противоречивые факты его биографии. Благодаря этому фильм ни на секунду не утомляет. Можно смело утверждать, что “Уильям Тернер” если и не лучший, то, по крайней мере, самый оригинальный байопик последних лет.

Артур Вардикян

Post source : Кино

Об Авторе

Похожие материалы

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *