Профессор Андронов

К 110-летию Андроника Иосифьяна 

TjQWkRuАндроник Гевондович Иосифьян (1905 -1993) – крупнейший советский ученый в области электротехники, основатель советской школы электромеханики, один из основоположников ракетостроения и космонавтики.
Эти сведения о научной деятельности одного из величайших армянских ученых ХХ столетия можно найти во многих энциклопедических изданиях. Он оставил по себе яркий, запоминающийся след в советской науке и технике, а также в промышленности Армении, но по сию пору в Ереване о нем напоминает лишь барельеф (автор — заслуженный художник Армении Арко) на здании кинотеатра «Наири», где находилась его квартира. Для сравнения скажу, что в Москве его имя носит Научно-производственное предприятие «Всесоюзный научно-исследовательский институт электромеханики”, им же основанное (он был основоположником и первым директором ВНИИЭМ — Всесоюзного НИИ электромеханики Министерства электротехнической промышленности (1941-1973, с 1973 — научный руководитель института. Иосифьян и руководимый им институт разрабатывали электротехническое оборудование ракет и космических объектов).
В Армении Иосифьян также организовал несколько научно-исследовательских институтов, производств и так называемых почтовых ящиков (научно-исследовательские институты закрытого типа, если кто не помнит или не знает), в которых работало несколько десятков тысяч ученых, инженеров, техников, рабочих, снабжавших своими разработками и продукцией не только Армению, но и весь Советский Союз, а также страны социалистического содружества. Если вывести совокупный коэффициент полезного действия всех выдающихся армянских ученых советской эпохи, значительную часть его составит научная и практическая деятельность Иосифяна.
Прошло сто десять лет со дня рождения Андроника Гевондовича (он родился 21 июля 1905 г. в карабахской деоевне Цмакаох), но, как при жизни, так и сегодня, лишь его соратники, ученики и родные, да еще земляки в Арцахе отдают дань его научной деятельности, обогатившей не только советскую, но и мировую науку. Хотя было и пожизненное признание, и премии — Ленинские вкупе со Сталинскими, и ордена и медали, и сотрудничество с НАСА, троекратное вице-президентство в АН Арм. ССР. Но, как и всякого гения, его пытались замолчать, присвоить открытия, лишить наград. Он же, скорее всего, не сознавал своей гениальности. Просто генерировал идеи. И, что особенно важно и ценно, не просто генерировал, но и воплощал в жизнь. Вернее так: ставил задачу — и решал. Кажется, все задачи были для него одинаково важны. Провести воду в родной Цмакаох или создать противотанковую электротанкетку (прошу прощения за тавтологию, но так называлось разработанное Иосифьяном устройство с дистанционным управлением, благодаря которому было приостановлено продвижение немецких войск на Синявских высотах под Ленинградом). На конкретном примере этих самых электротанкеток и других открытий ученого становится ясно, что историю делают не только государи и военачальники, но и отдельно взятые личности, меняющие и преобразующие науку. Но это уже тема отдельного разговора — о месте личности в истории.
1_010Гениальность феноменальна. Феномен гениальности непостижим. Родился не в самое лучшее время, в 1905-м. В карабахском селе Цмакаох. В семье священнослужителя. Теперь уже можно писать об этом. Прежде в анкетах писал — в семье учителя. Кстати, отчасти это было правдой, поскольку отец обучал сельских ребятишек грамоте. В 1925-м, окончив рабфак, по путевке комсомола поступил на электромеханический факультет Бакинского политехнического института. Еще студентом изобрел электрическую винтовую пушку и отправил свое изобретение в Москву. Его вызвали во Всесоюзный электротехнический институт, где он реализовал на практике свое изобретение, и оставили там работать.
Не будем перечислять все изобретения (всего до войны Иосифьяну было выдано 13 авторских свидетельств, а сколько осталось незапатентованными, можно лишь гадать), во-первых, специалист и тот ногу сломит, во-вторых, что писать о том, в чем не разбираюсь, но тем не менее о двух невозможно не упомянуть. Он первым не только в СССР, но и в мире использовал бегущее электромагнитное поле, в котором поезда управлялись безо всякого участия машиниста. Другое из наиважнейших его открытий, не устаревающее по сей день, — теория бесконтактного сельсина, позволяющая обходиться без контактов в электрических машинах. Это было изобретение мирового уровня. Как телефон или телеграф. Права на него приобрели США, Англия, Германия, Франция, Италия. Придумал в 1933-м. Использовали на полную катушку во время Великой Отечественной в системах управления артиллерийским огнем, в радиолокационных установках, авиации. В историю советской науки он вошел в первую очередь как Главный конструктор бортового электрооборудования ракет.
В 1937-м в Баку расстреляли отца Иосифьяна. Его самого исключили из партии, отстранили от работ. Но во время войны именно его, сына врага народа, назначили директором оборонного завода. В кратчайшие сроки он буквально на пустом месте создает оборонное предприятие, производящее новые образцы мин и взрывателей, систему автоматической наводки противотанковых пушек, новые виды электротехнической артиллерии для ближнего боя и многие другие новинки военной техники. Поговорим о роли личности в истории?
Остряки называли иосифьяновский завод «заводом Жюль-Верна». То, что он делал, и впрямь было фантастикой. В 1942-м году за свои работы на оборону страны он получает свой первый Орден Ленина. Спустя два года завод преобразуют во Всесоюзный научно-исследовательский институт, который в 59-ом становится ВНИИ электромеханики. Это был первый в стране завод-институт, где было налажено не только производство, но и велись научные работы.
В 1945-м году на Дальнем Востоке совершают вынужденную посадку два американских тяжелых бомбардировщика, бомбившие Японию и из-за повреждений приземлившиеся в Советском Союзе. Их срочно доставляют в Подмосковье. Перед советскими изобретателями и учеными стоит задача создать аналог этой современнейшей летательной техники. Таков приказ Сталина. Не выполнить его — значило лишиться не только должности, но и жизни. За эту работу берется Иосифян. За короткий срок под его руководством было создано 42 типа новых отечественных летательных аппаратов, а в 49-м — двадцать восемь бомбардировщиков нового типа, за что участники разработок были удостоены Сталинской премии. Но только не Иосифян, незадолго до этого получивший партийное взыскание за ошибки в подборе кадров (у него работали родственники репрессированных, и те, кого подводил пятый пункт).

Сергей Королев и Юрий Гагарин

Сергей Королев и Юрий Гагарин

Неуемный гений Иосифьяна искал все новые и новые сферы приложения сил — в ракетной технике, космонавтике, атомной энергетике, вычислительной технике. В научных журналах появляются статьи профессора Андронова, поражающие своей новизной, низвергающие общепринятые в научном мире истины. Кто он, профессор Андронов? Выходец из карабахского села Цмакаох Андраник Тер-Овсепян, ставший в Москве Иосифяном, а впоследствии и вовсе Андроником Иосифьяном.
В 50-ых годах он публикует свои первые работы по теории поля, но выход их в свет всячески тормозят физики-теоретики Тамм, Лифшиц, Гинзбург. А когда спустя более 20 лет к этому же открытию приходит американец Янг, в большой науке оно получает название «теория Янга».
Самое интересное в том, что открытия и изобретения Иосифьяна не устаревают. Изобретенная им в 60-ые гг. система комплексной автоматизации атомных электростанций «Скала» по сути оказалась единственным объективным свидетелем аварии на Чернобыльской АЭС, — благодаря этой системе сохранилась вся информация о действиях персонала и процессах, происходивших в реакторе. Но многие ли знают, кому принадлежит авторство «Скалы»?
После смерти Королева в прессу просочились сведения о том, что существовал Совет главных конструкторов, но фамилия Иосифьяна опять почему-то нигде не упоминалась. Более того, многое из того, что сделано Иосифьяном, по незнанию приписывалось другим. Взять хотя бы его детище — метеоспутники «Метеор».
Иосифьян работал вместе с Королевым и Янгелем на наладочных и пусковых испытаниях баллистических ракет. Работал и с молодежью. Молодежный отдел, который он возглавлял в конце 50-ых, за его спиной многие называли детской технической станцией. Но именно здесь удалось не только разработать, но и запустить первый спутник «Омега», за которым последовал «Метеор».
В начале 60-ых советское правительство назначает Иосифьяна научным руководителем нового направления по созданию электрооборудования для атомных подводных лодок. Но главным делом его жизни стало создание ракетно-космической техники. Он практически не продолжал чье-то дело, а начинал все на пустом месте. Но даже обращаясь к старым, известным истинам, вносил в них свою новую иосифьяновскую ноту, как в случае с Уравнением Максвелла, которое сегодня известно как Формула Максвелла-Иосифьяна.
При всей своей сверхзанятости он умудрялся не только не терять связи со своей малой родиной, но и всячески помогал ей. Однажды, познакомившись с директором Южмаша, заговорил о приобретении… трактора. «Зачем тебе трактор, — удивился директор, — тебе, что, «Метеора» мало?» Оказалось, трактор предназначался колхозу им. В.Терешковой в Карабахе. Иосифьян был почетным председателем этого нищенствующего колхоза и собирался сделать его миллионером. Выбивал для этого деньги не только у государства, но и вкладывал свои собственные. Провел воду, сразу после войны построил первую во всем Карабахе электростанцию, благоустраивал дороги, возвел школу, завез токарные и фрезерные станки, чтобы не надо было ездить в райцентр для ремонта оборудования.

Академик Михаил Янгель

Академик Михаил Янгель

Могучий, статный, размашистый, он действовал с размахом не только в науке, но и в дружбе. И друзья у него были под стать — чемпион мира по шахматам Тигран Петросян (сосед по даче), композитор Арам Хачатурян, невропатолог Левон Бадалян, его ученик, а впоследствии и друг Карен Демирчян. Когда в 1971-м умер его друг и коллега академик Михаил Янгель, Иосифьян находился в Карабахе. Между Москвой и Карабахом никакого сообщения не было — ни самолетов, ни поездов, ничего. Из Краснознаменного зала Центрального Дома Советской Армии уже собирались выносить гроб, и вдруг по залу пронеслось: «Иосифьян, Иосифьян!» Могучий, но далеко уже не молодой человек с траурным венком быстрым шагом шел сквозь толпу. Успел…
С юмором у него тоже все было в порядке. Хотя не всякий догадывался, шутит он или говорит серьезно. Однажды молодой лейтенант, проверявший в гостиничном номере Иосифьяна аппарат правительственной связи, заметил на письменном столе книгу Бальзака «Блеск и нищета куртизанок» и попросил почитать на ночь. Иосифьян стал его отчитывать в довольно грубой манере: «Нахал ты и бессовестный человек. На столе физика — мать наук, электротехника, математика, труды по теории относительности, а ему только проституток этих подавай!» Лейтенант покрылся потом, стал оправдываться, мол, классика, Бальзак. Иосифьян похлопал его по плечу: «Бери, бери, дело молодое, читай, нахал ты этакий».
Он умер в 1993-м, в ночь после Дня космонавтики. А на сороковой день, когда по христианским канонам душа возносится на небо, лунная тень накрыла орбиту, на которой находилось его детище — «Метеор». Система электропитания на время отключилась. Не душа ли его соединилась с небом?

Роза Егиазарян

Об Авторе

Похожие материалы

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *