Ремейки против оригиналов

Тоуб Хупер

Тоуб Хупер

На днях в ереванский прокат вышел фильм ужасов “Полтергейст”, ремейк знаменитой одноименной ленты 1982 года режиссера Тоуба Хупера и сценаристов Стивена Спилберга, Майкла Грэйса и Марка Виктора. Невольно задаешься вопросом: зачем переделывать “Полтергейст”? Ведь оригинальный фильм и так отличный.
Мы живем в эпоху голливудских переделок и продолжений. Каждый год на экраны выходят десятки ремейков и сиквелов старых фильмов и телесериалов, которые, как правило, собирают огромные кассы. Даже те фильмы, которые не основаны на лентах прошлых лет, все равно делают ставку на уже проверенные, а значит – с коммерческой точки зрения безопасные, прибыльные бренды (самый яркий пример – высокодоходные супергеройские фильмы, по сути – экранизации успешных комиксов). Такое ощущение, что голливудские киностудии, несмотря на кассовые провалы многих ремейков, просто боятся вложить деньги во что-нибудь свежее, оригинальное. Ведь нет гарантий, что “продукт окупится”. Страшнее то, что Голливуд словно переписывает свою историю. Все бы ничего, но современные переделки почти всегда сильно уступают оригиналам. В прошлом тоже делали ремейки, но их, как правило, снимали люди страстные, с артистическим виденьем, которые обогащали содержание оригинала своей собственной идеей. Так, “Лицо со шрамом” (1983) Брайана де Пальмы ничем не уступает одноименному оригиналу Говарда Хоукса 1932 года, а “Вторжение похитителей тел” Филипа Кауфмана (1978) – оригиналу Дона Сигала 1956 года. Сегодняшние же ремейки – это в массе своей не кино, а именно продукты, и более чем очевидно, что причина переделок чисто коммерческая.
По мнению многих американских кинокритиков, “Полтергейст” 2015-ого не “ужасен” и вместе с тем вполне подпадает под категорию фильмов ужасов. На сайте Rotten Tomatoes, где собираются статьи критиков и подсчитывается процент положительных рецензий, рейтинг фильма на данный момент составляет 31%.
Выход нового “Полтергейста” – это отличный повод для того, чтобы устроиться поудобнее у себя в кресле и вновь посмотреть милый, завораживающий и ужасающий “Полтергейст” версии 1982 года.
Лента рассказывает о семейке Фрилингов, проживающей в Калифорнии, в плановом городке Квеста Верде. Отец семейства Стивен (Крэйг Т. Нельсон) – успешный агент по недвижимости, работающий на компанию, которая и построила этот городок. Мать Дайан (Джобет Уильямс) – довольная домохозяйка, живущая в счастливом браке с мужем. Любовные узы настолько крепки, что даже после почти пятнадцатилетнего брака Дайан и Стивен находят время и настроение покурить вместе травку в постели и попрыгать на матрасе, как малые дети. Кстати, о детях: их трое. Старшая дочь Дана (Доминик Данн) – обычный подросток, дни напролет болтает с подружками. Сын Робби (Оливер Роббинс) – средний в семье, а светловолосая Кэрол Энн (Хизер О’Рурк) – миловидная восьмилетняя девочка. Вроде бы все нормально в жизни этой обычной семьи. Странности начинаются, когда однажды ночью телевизор вдруг сам включается. Но страннее всего то, что телеэкран как будто манит к себе Кэрол Энн. Она разговаривает с ним и утверждает, что по ту сторону голубого огонька есть люди. То, что сначала кажется невинной детской фантазией, оказывается правдой. Вскоре в дом Фрилингов вторгается непонятная сверхъестественная сила. Сначала движущиеся стулья кажутся забавными. Но когда Кэрол Энн буквально засасывает в иное измерение, отчаявшиеся родители обращаются за помощью к исследователям паранормальных явлений.
Может показаться, что “Полтергейст” – очередная голливудская околесица. Однако это один из тех фильмов, которые оперируют на двух уровнях. Во-первых, это развлекательное кино в наилучшем смысле этого слова. А во-вторых, это фильм с социальным подтекстом, в котором даже можно увидеть элементы сатиры. Главный продюсер и соавтор сценария Стивен Спилберг рос на классических голливудских лентах 40-х и 50-х годов, которые не только умели веселить публику, но и умудрялись иметь при этом мозги и сердце. Спилберг ни на секунду не покидал съемочную площадку, и люди до сих пор спорят – не он ли на самом деле является режиссером “Полтергейста”? Уж больно много в фильме его фирменных операторских решений и этой, ни с чем не сравнимой, спилберговский атмосферы. Скорее всего, правда в том, что режиссировал ленту все же Тоуб Хупер, но под сильным влиянием Спилберга.

Стивен Спилберг

Стивен Спилберг

Спилберг и Хупер. Чего-чего, а вот второго такого необычного сотрудничества в истории кино, наверное, не было. Это кинодеятели с крайне противоположными мироощущениями. Самый известный фильм Тоуба Хупера (после “Полтергейста”) – “Техасская резня бензопилой” 1974 года. “Резня” пропитана чувством неописуемого ужаса существования. Цель Хупера – показать Вселенское зло, беспричинное и необъятное. Спилберг же привык находить везде чудо и добродетель. Лучше всего Спилберг понимает детей, так как сам он по сути своей взрослый ребенок. И вот это завороженное восхищение миром, которое ощущается даже тогда, когда огромная акула таранит корабль (“Челюсти”), а шеститонный тираннозавр пожирает человека на толчке (“Парк Юрского периода”), это трепетное восхищение кинозрелищем, несомненно, есть и в “Полтергейсте”. И оно берет верх над мизантропией Хупера.
Ужасы, творящиеся во второй половине фильма, действительно душераздирающие. До этого мы успеваем познакомиться с семьей Фрилингов, увидеть их ежедневную рутину, какие они люди и как они относятся друг к другу. Это идеальная семья – дружная, веселая, неунывающая, но не в “киношном” смысле. Это живые люди, и когда с ними начинают случаться несчастья, зрителю на них не наплевать (создатели специально выбрали малоизвестных актеров, чтобы аудитории было легче идентифицировать себя с персонажами). То есть, хотя эффекты просто отличные, они здесь не главное. Как бы банально это не звучало, но у “Полтергейста” есть душа. Как всегда, Спилберг, благодаря хорошо прописанным персонажам, дает зрителям возможность не только изумиться захватывающим зрелищем, но и испытать весь спектр эмоций – то мы смеемся над остроумными бытовыми деталями, то еле сдерживаем слезы при виде трогательной любви матери и дочери, и ужасаемся вместе с Дайан, когда из-под земли выскакивают гробы с прогнившими человеческими телами.
“Полтергейст”, наверно, один из умнейших и самых вдумчивых сценариев Спилберга, написанный в лучших традициях американской кинодраматургии. Он и его соавторы весьма умело сплетают сюжет, разбрасывая остроумные подсказки “по всей плоскости фильма”. Вот лишь один, но ключевой пример. Когда умирает канарейка Кэрол Энн, ее хоронят на заднем дворе. На следующий день бульдозеры роют яму для будущего бассейна и нечаянно выкапывают коробку с птичкой. В конце фильма выясняется, что компания, в которой трудится Стивен, построена на месте старого индейского кладбища…
Желающие могут увидеть в истории семьи Фрилингов сатиру на рейгановское общество (все же не случайно, что в одной из сцен Стивен читает книгу под названием “Reagan: The Man, The President”). Но если взглянуть шире, то это своеобразное размышление о США в целом. Ближе к концу, когда семья решает переехать, Дайан указывает на дом – символ их семейного благополучия, и говорит мужу: “Мы так долго работали ради этого, Стивен”. Они и в впрямь жили в Американской Мечте – Калифорния, солнце, стабильный доход, прекрасный двухэтажный дом, красивые дети… Как потом оказалось, идиллия эта была основана на лжи, построена на костях мертвых…
Впрочем, все вышесказанное – не более чем субъективный взгляд, и многим “Полтергейст” Спилберга и Хупера может показаться тривиальной историей о жутких призраках, терроризирующих мирную американскую семейку. Кто знает?..

Артур Вардикян

Об Авторе

Похожие материалы

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *