Несколько секретов и загадок армянской географии

“Нигде, кажется, на свете природа в своей роли архитектора не творила в более грандиозном масштабе, и нигде результаты ее творчества не оказали более глубокого влияния на судьбы великих наций”… Это слова известного английского путешественника, члена-корреспондента Королевского Географического общества Генри Линча, совершившего в конце 19-го века путешествие по Армении, написанные им в предисловии к своей книге “Армения: путевые очерки и этюды”. Это всего лишь один из многих сотен восторженных отзывов иностранцев об Армении… Во все века путешественники и ученые, купцы и военные, все, кто посещал нашу страну или приобщался к ее великой истории и культуре, писали о том глубочайшем влиянии, которое имела Армянская цивилизация на судьбы и умы. Эсхил и Страбон, лорд Байрон и Марко Поло – этот список бесконечен… Карл Бакс – немецкий геолог, в своей книге “Богатства земных недр” пишет: “Армения стала, как писал Эсхил, “родиной железа”. Именно здесь впервые удалось выковать железо из руды. Подобное мастерство металлургов… настолько поражало современников, да и людей последующих поколений, что кузнечное и плавильное искусство армянских горняков оценивалось как основа успешного развития хозяйства… Найденные в Египте глиняные таблички… — самое древнее документальное свидетельство о ковке железа из руды, совершенно четко называющее родину горного дела – Армению, которой миф о Прометее обязан своим происхождением”. Астроном Дж. Бейкер свидетельствует, что известные сегодня созвездия могли быть отождествлены со своими образами и наименованы только на Армянском нагорье…
Гигантская ландшафтообразующая деятельность природы встретила на заре человеческой истории на Армянском нагорье достойного партнера. Родившийся в Армении мощнейший генетический союз страны и ее народа оставил в истории и географии настолько цивилизационно глубокий след, что его не смогли уничтожить даже века иноземного господства, даже додумавшиеся до Геноцида существа…
Многотысячелетняя история армянского народа изобилует малыми и крупными загадками, вникнуть в суть которых и означает разгадать их. Богата на секреты и загадки и армянская география. Величайшим сакральным символом армянской истории и географии, секретом армянского космоса и квинтэссенцией армянской национальной идеи является гора Масис-Арарат, — этот горный массив по праву может быть назван “пупом земли”, – и вот почему. Географически гора Масис находится в центре Армянского нагорья и Великой Армении, на равном расстоянии от нее расположены озера Ван и Севан. Дальше – больше: Масис находится в самом центре всего Старого Света, посередине линии его наибольшего протяжения – от мыса Доброй Надежды до Берингова пролива, а также в центре пояса внутренних вод Евразии – от Геркулесовых столпов (Гибралтара) до озера Байкал, и азиатско-африканских разломов, возникших на бывшем дне древнейшего океана Тетис. И помимо всего этого, Масис обладает еще одним уникальным качеством. Будучи по своей относительной высоте (над уровнем моря) самой высокой вершиной Армении и всей Передней Азии (5165 метров), Масис-Арарат по абсолютной высоте (высоте, видимой от подножья до вершины) является высочайшей горой в мире! Иными словами, нам видно сразу более 4000 метров его высоты, тогда как аналогичный показатель у самой высокой (8848 метров над уровнем моря) горы мира – Эвереста или Джомолунгмы составляет всего около 3000 метров.
Обладая всеми этими “показателями”, Масис-Арарат изначально был обречен на сакральность – и не только у своих хозяев армян, но и во всем мире. Названный армянами в честь одного из потомков Айка – Амасии, Масис – высочайшая точка Древнего Мира, стал пристанищем человечества, спасшегося от всемирного потопа – во всех легендах от шумерского Гильгамеша до Библии. И в мире он стал называться по имени своей страны – Арарат. Естественно, вот уже две тысячи лет, как на Масисе-Арарате и вокруг него ищут останки Ноева ковчега. Ищут все, кому не лень, время от времени “взрывая” информационный эфир различными “сенсационными” находками. Оставим в стороне тот факт, что пристанищем ковчега была, по большому счету, вся Армения, которая, по образному выражению немецких географов, возвышается над Передней Азией “подобно горному острову”. Среди всех искателей ковчега единственным “успешным” является пока Святой Акоб Мцбнеци, которому после нескольких безуспешных попыток восхождения на Масис ангелами была дарована доска от легендарного судна, хранящаяся теперь в Эчмиадзине. А секрет библейских слов “на горах Араратских” в том, что, во-первых вся Армения называлась Страной Араратской, а во-вторых, на юге нашей страны, близ левого берега Тигриса, есть Арарадские горы, на которых останавливался Гильгамеш. По логике географии, все сходится: Ной плыл с запада или юго-запада, – из Палестины, на восток (северо-восток) – в Армению, останавливаясь по пути на нескольких из наших вершин, каждая из которых отсылала его к Масису – “гна и Масис, на бардзр э кан зис” – “иди к Масису, он выше меня”. А Гильгамеш плыл с юга на север и по пути встретил после Тигриса первые из гор Армении, как и вся страна, называвшиеся Арарат(д)скими, оставшись близ Амида-Диарбакира в качестве эпонима одного из сел (эпоним – название по имени человека).
Об истинном географическом положении столицы Тиграна Меца (Великого) Тигранакерта мы уже упоминали. Несмотря на продолжающуюся среди армянских географов дискуссию, думается, правильно отождествить Тигранакерт с древнейшим Нибиркертом-Нпркертом на юге Великой Армении, городом, носившим в средние века название Фаркин или Миафаркин, а ныне называющимся Силван. Этот город расположен в 135 км к северо-востоку от Амида-Диарбакира, в верхнем течении рек Фаркин и Шклатис (Синан) – правых притоков Кахирда или Батмана. Окружение столичного Тигранакерта поистине легендарное. Рядом с ним находятся руины двух древнейших армянских храмовых городов – Соса или Зузы и города Халди. Близ второго расположены скалы Колер, где Сасунци Давид точил свой меч Тур Кайцак. А чуть к востоку через реку Кахирд перекинут знаменитый мост Пра-Батман на пути в Сасун, с которого Давид свесил пахлеванов. Мост, почитаемый также и курдами, стоит и поныне, поражая воображение своими размерами. Ниже по течению Кахирда находятся руины древнего города Кхимар или Хломар, а у самого впадения реки в Тигрис – город Батман, средневековая арабская Ал-Мадина, в древности, по всей вероятности, столица страны Арме-Шуприа, один из пригородов которого до сих пор носит название Арме (Эрме, Ирми). Наконец, на юго-востоке от Тигранакерта-Силвана расположены развалины знаменитого армянского Арзна, одного из двух городов с таким названием в Армении. Для того чтобы отличать этот Арзн, находившийся в области Ахдзник (производное от Арзн, Арзни, Арцни, Арацани – рожденный солнцем) и после первого раздела Армении оказавшийся в ее персидской части, от Арзна в области Карин византийской части Армении, последний стали именовать Арзн Рум, то есть Арзн Ромейский, Римский. В результате расположенный близ последнего город Карин стал называться Арзнрум, Арзрум, ныне – Эрзрум.
Среди арменоведов продолжаются споры по поводу локализации еще одного знакового места Армянской истории – Аварайрского поля. Поводом для расхождения мнений служит упоминание в источниках реки Тхмут, на берегу которой, поблизости от селения Аварайр, и находилось поле знаменитой битвы. Секрет в том, что Тхмут надо читать не с заглавной буквы (думается, это ошибка переписчика) как топоним, а с малой, как определение “тхмут, тхмот”, то есть илистая, замутненная река. А такой именно рекой является Маку, которая в нижнем течении называется Зангимар, то есть заболоченная (тюрки вообще перевели название как Сарысу – желтая). Учтем также прямое указание источников на гавар Артаз области Васпуракан, а именно в бассейне Маку. Таким образом, Аварайрское поле находилось к юго-востоку от села и монастыря Сурб Тадевос, занимая небольшую межгорную впадину, которую ныне называют Оваджух – поле. Ниже по течению реки находится и село Аварайр, сейчас называемое Абара Баши, то есть Главный (Большой) Аварайр. А название села к западу от монастыря Сурб Тадевос – Баба Али (отец Али?), думается, восходит к древнеармянскому и древнеперсидскому Ал Вард, то есть город (крепость) добрых духов Алк (та же этимология у нашего Алаверди). По некоторым версиям, именно в этом селе были первоначально погребены Вардан Мамиконян и павшие вместе с ним на Аварайрском поле соратники. Согласно ссылкам некоторых источников, их прах впоследствии был перенесен в одно из сел близ Гера (Хой). В любом случае, истинные места захоронения как Вардана Мамиконяна, так и Тиграна Великого пока остаются загадкой – в отличие, скажем, от могил Григора Лусаворича, Месропа Маштоца и многих других славных армянских деятелей. Места их рождения и захоронения – тема следующей статьи.

Григор Бегларян

Об Авторе

Похожие материалы

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *