Кен Хенсли и 52 песни, изменившие его жизнь

Если вам выпала удача уже в зрелом возрасте познакомиться с кумиром своей юности – вы поймете меня. Этот музыкант был одним из тех, благодаря творчеству которого удалось познать настоящую музыку, влюбиться в истинный рок, стать преданным фанатом группы. Причем не какой-нибудь малоизвестной, а самой настоящей хардрок-группы, мастодонта рока – британского коллектива Uriah Heep. Так вот, мне посчастливилось познакомиться и подружиться с лидером этой культовой группы, одним из тех, кто делал историю рока в мире и поднял Uriah Heep на самую вершину рок-табели о рангах – клавишником, гитаристом, композитором и певцом Кеном Хенсли.

434_003Кеннет Вильям Дэвид Хенсли родился 24 августа 1945 года в Лондоне в семье морского офицера. Затем семья переехала в Стивенэйдж. Здесь, в возрасте одиннадцати лет, он начал осваивать гитару, пользуясь самоучителем. Свой первый концерт Кен Хенсли дал в зале завода Ментмор в сентябре 1960 года. Позже он выступал в составах местных групп The Blue Notes, Ken And The Cousins, а также Kit And The Saracens, из участников которой в 1963 году образовалась The Jimmy Brown Sound.
В 1965 году, утратив интерес к музыке соул, на которой специализировались эти группы, Кен обратился к более тяжелому звучанию. Вместе с Миком Тэйлором он вошел в состав The Gods. Для этого коллектива он написал большую часть композиций, пел и играл на органе. После распада The Gods Хенсли поменял несколько групп и, наконец, в конце 1969-го он принял предложение Пола Ньютона присоединиться к Spice – там он выступал в качестве клавишника. Вскоре состав сменил название на Uriah Heep. Хенсли стал основным автором группы. Он приносил в студию базовые идеи, песенные структуры, затем все участники группы работали над аранжировками композиций, и на выходе получалась коллективная работа Uriah Heep. «В основном я сочинял на гитаре, потому что мы много гастролировали, а в те времена не существовало портативных клавишных, которые можно было бы для этой цели использовать», – рассказывает Хенсли.
Участие в Uriah Heep принесло мультиинструменталисту и автору многих хитов Кену Хенсли мировую славу, несмотря на неприятие критики, которое в первые годы было почти единодушным. Лишь по прошествии многих лет специалисты признали выдающееся авторское и исполнительское мастерство музыканта. Своим любимым периодом в истории группы Хенсли называл время работы над альбомом Demons and Wizards, когда все музыканты были очень сплочены.
В 1980 году Кен Хенсли покинул группу. Этому предшествовал продолжительный конфликт в коллективе, начало которому еще в середине 70-х положил алкоголизм лидер-вокалиста Uriah Heep Дэвида Байрона. Хенсли утверждал, что его потом никогда не приглашали вернуться в Uriah Heep, отмечая, что «на то были веские причины – личные или философские, а возможно, всего лишь связанные с предубеждениями». Он допускал, что «будь Дэвид Байрон жив (первый вокалист группы скончался в 1985 году – А.М.), реюнион бы произошел давно, а возможно, и не было бы причин распадаться». А на вопросы касательно перспектив воссоединения сегодня Хенсли отвечает: «Определенно могу сказать только одно — если предложат, я скажу решительное «нет», потому что я не хочу возвращаться назад».
Еще будучи участником Uriah Heep, Хенсли начал сольную карьеру, выпустив в 1973 году при участии коллег из группы альбом Proud Words On A Dusty Shelf . А оставив Uriah Heep, Хенсли пытался продолжить свою музыкальную карьеру в Великобритании. Но после неудачной попытки собрать собственную группу переехал в США, где дал несколько концертов в составе Ken Hensley Band и выпустил в 1980 году третий сольный альбом Free Spirit. Потом были еще сольные альбомы, сессионные записи, выступления с разными проектами, в том числе и с бывшими участниками Uriah Heep. В 2002 году Uriah Heep дали несколько концертов, приуроченных к 30-летию выхода альбома The Magician’s Birthday. Хенсли принял в них участие в качестве приглашенного музыканта, исполнив с группой несколько своих классических песен.
В 2004 году Кен Хенсли переехал в Испанию, где и живет по сей день со своей женой Моникой. Записывает альбомы, гастролирует. Несколько раз гастролировал в России, а буквально месяц назад выступал в Тбилиси, где играл свои золотые хиты – “The Wizard”, “Illusion”, “Rain”, “Sweet Freedom”, “Lady In Black”, “Free Me”, “July Morning”…
Ну и, наконец, в 2006 году увидела свет автобиографическая книга Кена Хенсли “When Too Many Dreams Come True – The Ken Hensley Story”, а через год вышел очередной сольный альбом Хенсли “Blood On The Highway”, вокальные партии в котором, помимо автора, исполнили Йорн Ланде, Джон Лоутон, Ив Галлахер, Глен Хьюз, а в записи принимал участие Alicante Symphony Orchestra. «Кровь на автостраде» – это рок-опера, в ней рассказывается о музыканте, который становится рок-звездой, о том, что он приобрел, а главное – потерял на пути к славе. Хенсли говорит, что сюжет во многом автобиографичен, а идея принадлежала руководителю лейбла, который предложил положить на музыку литературную автобиографию музыканта.
Творчество Кена Хенсли оказало значительное влияние на развитие рок-музыки. Визитной карточкой композитора и музыканта стали такие песни, как “Free Me”, “Sympathy”, “Easy Livin’”, “Stealin”, “The Spell”, “Lady In Black”, “Look At Yourself” и, конечно же, “July Morning”.
Вот с этим человеком и удалось побеседовать. Уверен, его ответы заинтересуют многих любителей настоящего рока.

Скажите, Кен, а в чем все же была причина вашего ухода из популярнейшей в те годы группы?

— В то время, в июне 1980 года, это уже не была та группа, которую я так долго и искренне любил, уважал и хотел бы оставаться в ней еще. Из нашего творчества, из общения ушло то волшебство, которое и делает группу группой. Чары испарились, и Uriah Heep стала больше похожа на некий кавер-бэнд. Мне не хотелось больше работать и творить в таком коллективе. Что-то ушло безвозвратно…

А чем отличалась Uriah Heep от других супер-групп 70-80-х годов?

— Ну, если говорить о музыкальной стороне дела, то в 70-е, когда я был членом группы, у всех были примерно одинаковые взгляды и подходы, но Uriah Heep больше фокусировалась на лиричности композиций, старалась делать свои песни более мелодичными, чтобы они быстрее доходили до слушателей. Ну, и еще наши гармонии сильно отличались от тех, что были у других коллективов того времени.

Вопрос, который, думаю, интересует многих. Почему только британские и американские группы тогда добивались такого успеха? Дело только в языке, или роль играли еще и особый мелодизм и ритм, которые присущи музыкантам этих стран? Почему тогда не было, скажем, французских или итальянских рок-групп такого уровня?

— Британские группы действительно поменяли существовавший тогда софт-рок на хард-рок, и первой начала это делать группа The Who. А вот американские группы не смогли создать подобного звучания, взамен они изобрели свою собственную версию хард-рока. Ну и, конечно, язык тоже имел большое значение тогда, впрочем, и сегодня тоже. Английский продолжает оставаться языком мирового рока.

Этот вопрос вам наверняка задавали великое множество раз. И все-таки – кто придумал это странноватое название группы?

— Наш менеджер, Джерри Брон. Он смотрел телесериал по Диккенсу про Дэвида Копперфильда, и ему пришла в голову эта сумасшедшая идея.

Вы много гастролируете по бывшим советским республикам. Отличается ли аудитория этих стран от западных?

— О да! Публика абсолютно другая. Все мои выступления в этих странах бывают сольными, и понимание и знание моего репертуара, когда весь зал подпевает тебе, очень меня трогает и радует. Я очень люблю выступать в России и других постсоветских странах, да и вообще в Восточной Европе. Там люди другие.

Несколько лет тому назад Uriah Heep выступала в Ереване и даже записала и выпустила двойной (CD и DVD) альбом с этого концерта. Я знаю, что вы выступали в России с российскими музыкантами. Не хотели бы приехать в Армению и сыграть с нашими музыкантами?

— Я бы с удовольствием, но пока меня никто не приглашает. Знаете, это всегда приятно и интересно приезжать в новые места, узнавать, что тебя здесь знают, что здесь тоже живут твои поклонники… Короче – я готов приехать!

А какие песни вы бы исполнили в таком случае?

— У меня есть книга с 52 моими песнями, которые я называю «52 песни, изменившие мою жизнь». Из них я обычно выбираю около 20 песен и исполняю. Но я всегда даю возможность публике выбрать из этого списка наиболее любимые ею и пою их. А еще я всегда устраиваю нечто вроде вечера вопросов и ответов, общаюсь с публикой, то есть мои концерты всегда интерактивны. А концертные программы – это обычно наиболее известные мои хиты плюс пара-тройка абсолютно новых песен. Таким вот образом мы словно обозреваем мое творчество в прошлом, следуем за настоящим и смотрим вперед. И еще один важный момент – все эти песни я исполняю так, как они написаны были изначально – под аккомпанемент гитары или фортепиано.

А вы поддерживаете контакты со старыми и новыми участниками Uriah Heep – Миком Боксом, Ли Кирслейком?

— Да, конечно. Более того – 15 октября мы вместе выступим с грандиозным концертом в Москве.

Один очень известный российский рокер однажды сказал, что «рок-н-ролл мертв». Как прокомментируете?

— Очень просто. Рок-н-ролл жив, и исчезнет он вместе с последним настоящим рок-музыкантом на этой земле.

Армен Манукян

Об Авторе

Похожие материалы

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *