Как питаемся, так и болеем

Нынешний год, еще далеко не завершившийся, похоже, бьет рекорды по части различных пищевых отравлений. Когда под занавес минувшего года в детском саду Егварда жертвами недоброкачественной еды стали более 60 детей, блюстители порядка на продовольственном рынке страны отреагировали немедленно, заявив, что возбудителем инфекции стала бактерия шигелла, которая и была причиной массового заражения детей дизентерией. Разумеется, последовали и заверения, что ситуация в детских садах под строгим контролем и отныне ничего подобного случиться не может.
Оказалось, еще как может! Не прошло и года после этого злосчастного события, как в мае- июне текущего года в нескольких детских садах Армавирской области было зафиксировано 16 случаев заражения кишечной инфекцией, 4-летняя девочка скончалась..
В июле из того же марза в инфекционную больницу был доставлен трехлетний ребенок с диагнозом сальмонеллеза.
В том же злополучном июле более 20 детей, отдыхавших в лагере Цовинар в Гегаркуникской области, с признаками кишечного отравления были доставлены в медцентр, состояние троих из них врачи оценили как тяжелое.
4 июля нынешнего года жертвами пищевого отравления стали 12 посетителей одного из ресторанов в Араратском марзе – двое из них дети.
В марте в Капане 17 человек, работавших на скотобойне ЗАО «Гюхарт», заразились бруцеллезом.
В первый день августа в ресторане «Атиси Ланджин» произошло массовое пищевое отравление – на больничную койку попали около 30 человек…
О неблагополучии в продовольственной сфере свидетельствует и такой факт – в 2015 году, по сравнению с тем же периодом прошлого года, количество жалоб на качество пищевых продуктов увеличилось на 40%. Словом, поводов вполне достаточно для того, чтобы коренным образом пересмотреть всю стратегию охраны нашего пищевого рынка и защиты населения от «натиска» недоброкачественных и опасных для здоровья продуктов.
Охраной нашей продовольственной безопасности занимается Государственная служба безопасности пищевых продуктов (ГСБПП), находящаяся в ведомстве Министерства сельского хозяйства. Обвинить это ведомство в отсутствии служебного рвения невозможно, скорей даже наоборот. Количество проверок, которые проводят чиновники этой службы, зашкаливает за все разумные пределы. Только в первом полугодии нынешнего года было проведено 455 проверок — 442 плановые, 13 внеплановых. В казну государства от взысканных штрафов поступило 29 млн драмов.
Количество проверок и тем более «контрибуций», пополняющих казну, вписывается в служебный актив проверяющих, и надо полагать, приносит им немалые дивиденды в виде премий, но значимость проверок определяется не их частотой, а прежде всего эффективностью, с чем, судя по приведенным выше печальным фактам, в Госслужбе большая напряженка. К такому мнению, похоже, приходят и в самом Минсельхозе, в чьем ведении находится упомянутая служба. Так, первый заместитель министра Гриша Багиян заявил о необходимости сократить число инспекционных проверок.
После того, как десятки детей легли на больничную койку, 19 детских садов в Тавуше, Армавире, Котайке были временно закрыты из-за вопиющего нарушения санитарно-гигиенических норм.
А ведь бдительные контролеры в ходе своих частых инспекционных визитов, надо полагать, не обходили вниманием и эти марзы, но либо в детские сады не заглядывали, либо «опасного слона» там не приметили. Зато в СМИ была шумно разрекламирована кампания по изъятию бдительными контролерами с прилавка одного из магазинов 12 плиток просроченного шоколада фирмы Nestle.
Общественные организации продолжают бить тревогу. По справедливому замечанию председателя Ассоциации потребителей Армении Армена Погосяна, пищевые отравления в детсадах связаны прежде всего с нарушением санитарно-гигиенических норм на кухнях. Сертификация детсадов, где кухня проходит как составная часть этого заведения, недостаточна. Этому самому уязвимому и опасному для здоровья детей участку требуется отдельная очень строгая и постоянная проверка, считает Погосян. Между тем, как заявили в Министерстве сельского хозяйства в ответ на его обращение, подобная сертификация не обязательна.
Пару лет назад ассоциация совместно с мэрией проверила 40 магазинов, в почти половине из них на прилавках открыто лежали просроченные, а значит заведомо опасные для здоровья продукты. Тогда же заместитель председателя организации «Защита прав потребителей» Карен Чилингарян публично заявил: «Просроченные продукты продаются во всех магазинах страны».
Что изменилось за прошедшее с тех пор время? По сути ничего. Сахарный песок, который, вопреки законам химии, не растворяется, образуя твердый наст, курицы многократного размораживания, напичканные гормонами, мясо, в нестерпимую жару лежащее на открытых рыночных прилавках под облепившими его мухами, продукты с переизбытком ГМИ, уже запрещенные в России. Все это проходит мимо бдительных охранителей нашей пищевой безопасности, занятых своими бесконечными инспекционными проверками, так и не улучившими плачевное состояние нашего рынка. А происходит это по банальной и всем давно понятной причине – пищевым рынком правит не упомянутая Госслужба, ни даже министерство, которому она подчиняется, а олигархи, которые и решают, чему быть на прилавках, а чему нет. В подтверждение один пример. Для того, чтобы выложить свой продукт на внутренний рынок, вполне достаточно обзавестись сертификатом соответствия от зарубежной фирмы-производителя, где был закуплен товар. Наивно полагать, что фирма, желающая сбыть свой продукт даже с некоторой ценовой уступкой, охотно не выдаст подобный сертификат. В 2013 году при выборочном тестировании партии импортных кур в одном из столичных супермаркетов было обнаружено, что количество мужского полового гормона тестостерона в них превышено в… несколько тысяч раз. Однако фирма «Алекс Григ» благополучно получила сертификат соответствия от Министерства сельского хозяйства Бразилии, где был закуплен этот продукт и, таким образом, – открытый доступ к нашему неприхотливому прилавку. Между тем, по свидетельству начальника ветеринарной инспекции ГСБПП Ованеса Мкртчяна, импортное мясо в Армении должно проходить две проверки – на наличие бактерий и содержание гормонов. Однако даже после скандала, разыгравшегося при обнаружении опасного переизбытка гормонов, лаборатория «Стандарт диалог» по непонятной причине именно этот анализ делать отказалась.
Подобное случается довольно часто. Многим памятны скандалы с завезенным в страну индийским «говяжьим» мясом, которое на поверку оказалось мясом зебу, произведенным в крайне антисанитарных условиях. Или прошлогодний конфуз с сыром «лори», произведенным компанией АММ. Лабораторный анализ выявил в этом широко востребованном молочном продукте кишечную палочку и сальманеллу. Считать себя после этого и других подобных случаев надежно защищенными от агрессии недоброкачественной и опасной еды довольно сложно, а « бастионы», возведенные на пути защиты от пищевого брака, – надежными, тем более.
«Как мы питаемся, так и болеем», утверждали древние греки и были абсолютно правы. В том, что в Армении наблюдается динамика роста онкологических заболеваний, достаточно высока смертность от болезней желудочно-кишечного тракта, количество диабетиков достигло 73 тысяч, а число детей, страдающих сахарной болезнью, увеличивается на 50-70 человек в год, отчетливо просматривается и «пищевой» след.

Лиана Петросян

Об Авторе

ПЯТНИЦА

Независимая еженедельная газета

Похожие материалы

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *