Жизнь взаймы

Поблизости от дома, в котором я живу, находится множество продовольственных магазинов: три супермаркета, два довольно больших гастронома и с десяток продуктовых лавочек. И повсюду кипит торговля. Что утром, что днем, что вечером.
Цены для имущего человека практически везде одинаковые, и в больших магазинах, и в ларьках. Разница в каких-нибудь сто — двести драмов, иногда и вовсе в десять. В том смысле, что в супермаркетах товар примерно на такую сумму дешевле, чем в магазинах поменьше и в совсем маленьких. Качество продуктов тоже повсюду примерно одинаковое. Как и ассортимент. Так что человеку с тугим кошельком без разницы, где отовариваться. Но если ты подпадаешь под категорию потребителя «минимальной продовольственной корзины», выгоднее делать покупки в супермаркетах. По крайней мере, в нашем районе все обстоит именно так. А выгоднее потому, что вышеупомянутая разница в сто — двести драмов при покупке нескольких продуктов питания позволяет сэкономить драмов пятьсот, а то и целую тыщу, что для человека с достатком сегодня не деньги, а для того самого потребителя «минимальной корзины» — большая экономия.
Исходя из этой логики, населению с низким прожиточным минимумом полагалось бы обходить продовольственные лавочки за версту, но лавочки почему-то умудряются не только продолжать свое существование, но еще и приумножаются в количестве. Опять же на примере нашего района, который находится в самом центре города, могу сказать, что в течение последних двух месяцев здесь открылось целых четыре таких магазинчика. Что лично я приветствую уже потому, что люди хоть как-то трудоустроены. Да и конкуренция какая-никакая налицо. Что, естественно, прошу прощения за игру слов, на руку покупателю.
Имея привычку захаживать в магазины практически ежедневно, с некоторых пор я стала замечать, что в лавочках иные покупатели расплачиваются не купюрами и даже не металлическими денежными знаками, а берут продукты в долг, который хозяева магазинов тщательно записывают в свои гроссбухи — с указанием не только количества и стоимости проданного товара, но и даты продажы оного. В супермаркете в долг не купишь. Имея еще одну не всегда и не для всех удобную привычку совать свой нос куда не следует, я решила провести социологический мини-опрос с целью выяснить, какая категория населения покупает продукты в долг.
И выяснила следующее. Оказывается, живут взаймы у нас отнюдь не бомжи, а вполне достойные люди, относящиеся к категории, именуемой интеллигенция, — учителя, врачи, преподаватели вузов. Про журналистов с писателями, не состоящими на какой-нибудь постоянной службе, уж не говорю, потому что их труд практически не оплачивается, и гонорары, в советское время поддерживающие достойное существование этой категории населения, давно канули в лету. А художникам с композиторами и вовсе не грозит зажиточное существование, поскольку искусство – удел избранных, а избранным сам Господь воздает столько, сколько они способны вынести. Про пенсионеров творческих профессий, которых лишили пенсии, потому что творчество приравняли к общественной деятельности, памятуя, какие суммы с их творений взымались в госказну, промолчу.
Но поскольку вся перечисленная категория граждан относится, как уже говорилось, к категории интеллигенции, то о своих проблемах она предпочитает интеллигентно молчать. Как-то не принято у истинно интеллигентных людей озвучивать свои проблемы. Особенно материальные.
Но я позволю себе их озвучить. Хотя бы потому, что взаймы живет не маленькая горстка вымирающей интеллигенции, а большинство нашего населения. И, наверное, тем, кто позаботился о том, чтобы в «минимальной потребительской корзине» наличествовали хлеб, картошка и макароны, известно, что люди, особенно ежели они интеллигентные, имеют привычку мыть руки (с мылом), чистить зубы, принимать душ (со всеми сопутствующими этому ритуалу принадлежностями гигиены), справлять (пардон) нужду, мыть белье, одежду, посуду, хотя бы изредка пользоваться услугами парикмахера и. т.д. и т. п. Про свет, газ, воду, телефон не говорю. А все это деньги и еще раз деньги. И никаких пенсий, никаких учительских и врачебных зарплат не хватит, чтобы не просто нормально жить, но даже выжить. Хотя бы взаймы, в надежде, что завтра что-то изменится, что цены сами собой упадут, а зарплаты с пенсиями тоже сами собой поднимутся в разы.
Можно не посещать концерты, выставки, кафе, рестораны, не ездить в отпуск, не отмечать дни рождения, не покупать одежду, обувь, не есть мороженое и пирожные, не душиться парфюмом, много чего можно не делать. Но только по собственной воле, ежели стремишься к аскезе.
Двадцать с лишним лет принудительного аскетизма слишком дорого обошлись именно нашей интеллигенции, которая и сегодня предпочитает интеллигентно молчать о своих материальных проблемах. Что вполне естественно. Ни один уважающий себя человек не выставляет напоказ свои слабости. Увы, слабинку дала не интеллигенция, а общество, приравнявшее представителей этой категории к изгоям. И в этом обществе жизнь взаймы этой прослойки населения уже стала восприниматься как норма.

Роза Егиазарян

Об Авторе

Похожие материалы

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *