Дайте лед!.. Да не в виски

Виски со льдом – дело вкуса. Можно и без льда. Или без виски. Когда жарко, а горло в порядке.
Хоккей без льда – тоже дело вкуса. Можно бегать по траве, асфальту и клюшкой погонять мячик. Если поверхность гладкая, то даже шайбу. Большая часть детства прошла под знаками футбольного мяча и клюшки с шайбой. Играли всегда, в любое время года, самозабвенно, до онемения ног. Летом – на асфальте, зимой – на утрамбованном в очень твердую ипостась снеге, реже льду. Это когда снег выпадал. А выпадал он не каждую зиму. Но наша команда даже какой-то турнир умудрилась выиграть. В те годы по распоряжению Леонида Ильича, любившего хоккей, по всему необъятному СССР стали развивать эту замечательную игру. Да так, что даже в Ташкенте появилась хоккейная команда мастеров.
В наших краях было проще. Для отчета перед Москвой проводили несколько детских матчей и всего хорошего. По большому счету получалось так, что на обычные игры приходил человек из райком-горкома и делал вид, что участвовал в организации матча. Просто ведь. Матчи были? Были. Райком был? Был. Хоккей, значит, развивается. Привет любимому Ильичу. На всякий случай – мавзолейному тоже.
Грузинам так притворяться надоело первыми на Кавказе. Они решили играть по-настоящему. Но только хоккеисты. Большим людям, славшим приветы и отчеты, дополнительные расходы и хлопоты были ни к чему. И любителей хоккея среди них не было. Запретить играть они, конечно, не запретили, но так махнули рукой, что хоккей стал казаться обреченным, а самим хоккеистам осталось только свою горечь виски заливать. Для большего отчаяния и самоотравления – со льдом. Такого льда было много. А чтобы поиграть – только один, в школе фигуристов. Но туда их пускали с большой неохотой. И чтобы лед не особо портился, запрещали играть шайбой. Вместо нее – обычные носки, скрученные в мячик и закрепленные в такой форме изолентой.
Зимой легче. В Бакуриани в это время года всегда снег и холодно. Парни своими силами заливали каток (кстати, многочасовый изнурительный труд) и играли. Об этом мало кто знал. Вплоть до того, что я, бредивший всю жизнь хоккеем, два или три года подряд по выходным играя в футбол на одной из тбилисских площадок, даже не подозревал, что большая часть компаньонов – хоккеисты.
Так незаметно грузинские хоккеисты «доигрались» до чемпионата мира в четвертом (низшем) дивизионе. Поехали в Люксембург. Ожидаемо проиграли все матчи. Не все всухую – что было успехом. Наваляли не по-детски паре-другой соперников, чем меня, болельщика «Филадельфии Флайерс», привели в восторг. Вернулись домой. И опять те же многолетние проблемы. Хотя не совсем…
Со льдом стало чуть легче. В Тбилиси мэрия зимами стала устраивать искусственные катки, на которые хоккеистам иногда удавалось прорываться и устраивать показательные матчи. Свой чемпионат четыре клуба продолжали разыгрывать в Бакуриани. Обо всем этом тбилисская Go Group Media сняла замечательный часовый фильм. О нем тоже мало кто знает – он заявлен на международный фестиваль и широкому показу пока не подлежит. Смотрели в узком кругу в начале недели вместе с героями фильма – грузинскими хоккеистами. Главная проблема все та же – лед! Отсутствие малейшей поддержки. Форму покупают на свои деньги. Каток в Бакуриани – своими силами. Все сами. Только после турнира в Люксембурге, о котором Go Group Media сняла фильм и долго его монтировала, состоялся еще один – в Турции. И там грузинские хоккеисты сотворили сенсацию – выиграли два матча у Боснии и Арабских эмиратов! У всех соперников грузин проблем со льдом нет. К слову.
После показа фильма разговорились с хоккеистами. По такому же вектору, с теми же проблемами происходило становление хоккея в Армении. Армянские хоккеисты даже посильнее, признавались они. Только потом неправильно натурализовали иностранцев для выступления за сборную, подпали под дисквалификацию и оказались в подвешенном состоянии. Но и без этого у них главная проблема – лед. Хотя им с меньшими хлопотами давали играть в Cпортивно-концертном комплексе. Но теперь – пока только виски со льдом. Пока не закончится дисквалификация.
Сколько же этот чертов лед стоит? Точной цифры не нашли. Сидели после показа фильма с чешским коллегой Мартином Ларышем – большим поклонником хоккея и вратарем-любителем, прикидывали-прикидывали и пришли к выводу, что нужно 7-8 тысяч долларов в месяц. Не больше. Может, и ошиблись. Не знаю. Но, черт подери, дайте людям лед! Не убивайте мечту, которой фанатично служат. Ту мечту, за которой десятки мальчишек готовы будут пойти. Дайте лед. Не в виски. А чтобы играть…
Фильм, кстати, называется «Редкая порода». Надо этих людей – редкой породы – сохранить. Они того заслуживают.

Юрий Симонян

Об Авторе

Похожие материалы

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *