ГМО – лучший друг человека

Дорогой читатель, спешу поделиться радостью и уведомить тебя о том, что ты – ГМО. Да-да, один из тех самых генетически модифицированных организмов, о которых в последнее время так много говорят и клеймят чем попало. А зря, потому что ГМО – вещь полезная, незаменимая и, вообще-то, вездесущая – все живое на земле есть не что иное, как ГМО. Но обо всем по порядку.
Для начала припомним простой вопрос: чем же так вредны и опасны генетически модифицированные организмы? Ответ гениален: ничем. Дело в том, что за 45 лет существования технологии искусственного изменения генетического кода живых организмов было проведено огромное количество исследований, посвященных вопросу безопасности ГМО. Ни одно из них не дало достоверных положительных (относительно предмета исследования) результатов и не подтвердило, что создание, равно как и употребление ГМО, опасно. Если вам случится столкнуться со злостным противником ГМО, попросите его представить аргументы в пользу своей позиции: где (страна), когда (год) и как (методика исследования) тот или иной ученый (имя) нашел вред ГМО, в каком рецензируемом журнале (название) эти результаты были опубликованы. Не было таких исследований.
ГМО интересны тем, что, вопреки расхожему мнению, они не то что опасны, а наоборот – полезны. Человечество занимается созданием ГМО на протяжении всей своей истории. Далекий пра-пра-прадед искусственной генной модификации – приручение человеком диких животных. На протяжении столетий и тысячелетий род Homo стремился подчинить себе живые существа вокруг, использовать их для удовлетворения своих нужд. Так, например, появились все породы современных собак и кошек, которые ведут свой род напрямую от доисторических псовых и кошачьих.
Дальше – больше: человек занялся селекцией, то есть умышленным скрещиванием растений, животных. Это позволяло выводить новые виды с полезными для человека свойствами. В принципе, вся современная еда, которую люди всей планеты ежедневно употребляют в пищу, – результат селекции, поскольку эта методика позволяет получать криостойкую картошку, груши-бергамоты и обычных милых, несколько упрямых мулов. Но селекция – весьма устаревший и малоэффективный способ добиться поставленных целей, поскольку отнимает огромное количество времени и не дает гарантированного результата. Кроме того, всегда существует вероятность, что получаемый новый вид вместе с одним полезным свойством приобретет 331 лишнее, и этот процесс весьма слабо контролируется селекционером. Иными словами, если результат одного из 20 селекционных экспериментов отдаленно напоминает задуманный, – это успех!
Никто почему-то не считает селекцию мировым злом, которое нужно жестко контролировать или вовсе запрещать. А вот ГМО считают. Между тем, селекция – это из другой эпохи, она подобна операции топором на живом человеке без анестезии. ГМО же является продуктом генной инженерии – несравненно более точной технологии конструирования живых организмов. Если селекция – это топор, генная инженерия – скальпель, который позволяет аккуратно вскрыть, модифицировать и залатать «больного», не повреждая прилегающие ткани.
К слову, аббревиатура ГМО, как известно, расшифровывается как генетически модифицированный организм. Из названия следует, что любой организм, переживший изменения на генетическом уровне, относится к ГМО. Если вдуматься, ни одно животное или растение, известное человеку XXI века, по своему геному не идентично своему предку, прожившему светлую и беззаботную жизнь 30 тыс. лет назад. Изменялась окружающая среда, менялась флора и фауна, а кто предпочел не быть ГМО, исчез с лица Земли. Планета досталась мутантам – нам с вами и окружающим нас живым миром. Каждый грамм пищи, принятой нами со дня рождения, начиная с материнского молока, – старое доброе ГМО.
Как же это все-таки работает, – создание ГМО? Берется банан, в него добавляется отрывок генетического кода вируса. Скушай банан – он теперь работает как вакцина. Берутся семена австралийского эвкалипта, меняется их геном, после чего его можно сажать хоть в Армении – зиму это дерево спокойно переживет. Берется лосось, в его ДНК встраивают специальный ген бельдюги, благодаря которому лосось вырабатывает гормон роста не несколько месяцев в году, а постоянно. Он растет и размножается быстрее, но остается тем же лососем.
Справедливости ради: еще лет 20 назад создание ГМО не всегда было успешным, иногда получался брак – технологии не были достаточно развитыми, да и сам процесс напоминал поиск черной кошки в темной комнате. Однако, к счастью, ее все же нашли и вовсю изучают. За прошедшие два десятилетия технологии рванули резко вперед, и на сегодняшний день генетики способны «вырывать» из организмов буквально по одному ненужному/вредному гену, заменяя их на нужные и полезные.
Принципиально развитие генной инженерии и успехи в сфере создания модифицированных продуктов в отдаленной перспективе способны решить одну из важнейших задач, стоящих перед человечеством, – голод. Нам всем нужно больше зерновых, фруктов, ягод, мяса – люди по всему миру недоедают. Единственное очевидное решение – получить новые сорта, боле устойчивые, урожайные, питательные. Селекция с этой задачей не справилась, пришла пора уступить место более продвинутым технологиям.

Эмиль Бабаян

Об Авторе

Похожие материалы

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *