Глазами армянских фотографов

vahan12 июня в культурном центре «Ай Арт» в рамках программы «Ереванское лето-2015» открылась выставка «Знаменитости глазами армянских фотографов». На выставке представлены фотографии из личной коллекции Андраника Кочара и его сына Ваана – работы фотографов-армян конца XIX-го — начала XX-го века, которые жили и работали за пределами Армении и были известными фотографами в своих странах: братья Абдуллах, Юсуф Карш, Ованнес Кюркчян, Арто Гавук, Ара Гюлер, Антуан Севругин, Гегам Тарвердянц и другие. Среди экспозиций – портреты всемирно известных людей: Федерико Феллини, Марии Каллас, Шарля Азнавура, Пабло Пикассо, Арама Хачатуряна и многих других, а также очень интересные образцы документальной, классической фотографии. По желанию Ваана Кочара коллекция будет передана в дар Музею истории Армении.

Когда-то известный фотограф Андраник Кочар начал собирать работы фотографов-армян со всего мира и документальные материалы о них. Он мечтал издать энциклопедию армянской фотографии, но мечту эту в силу ряда причин осуществить не смог. Дело всей его жизни продолжил сын мастера Ваан Кочар. После смерти отца он продолжал кропотливо собирать материалы об армянских фотографах и в результате издал увесистый том под названием «Армянские фотографы». В это уникальное издание вошли работы 500 фотографов-армян, многие из которых внесли большой вклад в культуру стран, в которых они жили. Издав энциклопедию армянской фотографии, Ваан Кочар осуществил мечту отца и очень близко подошел к реализации еще одного отцовского замысла: речь об открытии музея армянской фотографии. Ереванская мэрия уже дала свое добро. Об этом и о многом другом рассказывает в интервью нашему изданию Ваан Кочар.

Иван христофорович Баграмян, 1969 год (Гавук Арто)

Иван христофорович Баграмян, 1969 год (Гавук Арто)

- Ваан, ваш отец был одним из самых ярких армянских фотографов, но до этого он успел поработать оператором на «Арменфильме». Расскажите, пожалуйста, что именно привело его в фотографию.
— Мой отец был репатриантом, он приехал в Армению из Египта в 1947-ом году. До возвращения на родину он работал в Александрии помощником оператора в киностудии, и в Армении его определили на работу в «Арменфильм». Он там проработал какое-то время, даже снял короткометражный фильм о пианистке Гаяне Чеботарян. Это был музыкальный документальный фильм, который я, конечно, не видел, но знаю о нем по рассказам отца. С киностудии отец вскоре ушел, поскольку не хотел ввязываться в конкуренцию с уже работающими там операторами, которые без особого энтузиазма встретили его появление. И когда освободилось место фотографа, работающего в сфере кино, отец устроился на это место. Работа фотографа была ему хорошо знакома – в Александрии у него был свой фотопавильон.
В те годы в Армении не было понятия “художественная фотография” – павильонов было много, но то, что делали местные фотографы, художественной ценности не представляло. Это была качественная, добротная, хорошо оплачиваемая работа, но в ней не было и намека на художественное мышление. В 1962-ом году Андраник Кочар создал фотоклуб «Ереван», которым руководил более пятнадцати лет. Именно тогда в Армении появилась школа художественной фотографии. Среди посетителей клуба были как профессионалы, так и любители. Клуб стал своеобразным центром для людей, увлекающихся фотографией как искусством.

Армянский и греческий священники (Братья Абдуллах)

Армянский и греческий священники (Братья Абдуллах)

- В те годы цифровых фотоаппаратов и в помине не было. Какую технику использовал ваш отец, был ли фотоаппарат, с которым у него были связаны особые воспоминания?
— Отец всю жизнь снимал одним и тем же фотоаппаратом – немецким «Роллейфлексом». Фотоаппарат этот сохранился, и он станет одним из экспонатов будущего музея фотографии.
У вашего отца есть замечательная серия портретов выдающихся людей. Есть ли среди этих портретов случайные фотографии, сделанные, скажем, во время дружеских встреч?
— Отец действительно дружил со многими известными деятелями культуры. Кстати, он был близок со всеми Кочарами – Грачья, Ервандом, Геворгом… Но “случайных” фотографий у отца было очень мало, обычно он приглашал людей к себе в павильон и там делал снимки.
Специалисты говорят, что жанр портретной фотосъемки – один из самых сложных, требующих особых художественных способностей, более того, фотограф-портретист должен быть немножко психологом.
— Это правда. Андраник Кочар был замечательным психологом. Как работают многие фотографы-портретисты в своих павильонах? Они усаживают людей, просят их принять определенную позу, долго ставят свет… А отец – он просто начинал общаться с людьми и делал все, чтобы человек забыл, зачем он сюда пришел, и оставался в своем естественном состоянии. При этом отец, в отличие от многих нынешних фотографов, делал очень мало дублей. Я был свидетелем того, как люди его спрашивали, когда он начнет наконец фотографировать, на что он отвечал, что уже закончил свою работу. Люди даже не замечали, когда он начинал и когда заканчивал снимать. В результате получались прекрасные портреты.

Дервиш (Антуан Севругини)

Дервиш (Антуан Севругини)

- Андраник Кочар собрал уникальный архив, который вы использовали, издав книгу «Армянские фотографы». А при его жизни эти работы выставлялись?
— Нет, фотографии эти годами лежали у нас дома, а ведь это достояние нашего народа. Эти фотографии должны находиться в выставочных залах, а не храниться в ящиках.
А как собиралась коллекция отца?
— Я, честно говоря, не знаю, с чего все начиналось, но фотографии попадали к отцу разными путями. Например, один из фотографов, Арто Гавук, был школьным другом отца – они учились в Египте. Как-то Гавук приехал в Армению с выставкой, и, уезжая, оставил фотографии отцу.
Все работы выставки по вашей инициативе переданы в дар музею истории города Еревана, где открыт фонд Андраника Кочара.
— Да, и решение это очень естественное, ведь эти снимки, будь то фотопортреты великих людей или фотографии развалин древней столицы Армении Ани, сделанные разными армянскими фотографами в разное время, отражают важные вехи истории. Фотографы-документалисты – они ведь те же летописцы своей эпохи.

Танцовщица (Антуан Севругини)

Танцовщица (Антуан Севругини)

- Ваш отец всю жизнь собирал материалы о фотографах-армянах со всего мира. Вы довели дело отца до ума, издав энциклопедию «Армянские фотографы». Это колоссальный труд. Не было страха, что не сможете довести его до конца?
— Приступая к работе, я не очень задумывался над этим. Самое главное – я понимал, как надо это делать. Конечно, это очень объемный труд, на который было потрачено много времени. (Энциклопедия, которую мне удалось издать, включает в себя более 1000 страниц, она содержит около 4500 цветных и черно-белых фотографий 500 фотографов). Мне говорили, что систематизировать такое количество информации невозможно, и вообще, это никому не нужно… Но я считаю, что мы должны знать имена армянских фотографов, которые внесли огромный вклад в историю мировой фотографии.

Гаяне Даниелян

Об Авторе

Похожие материалы

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *