В шаге от стран с частично свободной прессой, но несвободны

boris-navasardyan1

Согласно последнему докладу авторитетной международной правозащитной организации Freedom House, по уровню свободы прессы Армения в 2014 году разделила 135-136 места вместе с Алжиром: рейтинг Армении составил 61 балл (на один пункт выше, чем в 2013 году — 62 балла). По сути, наша страна вернулась к показателю 2012 года — то есть оказалась в шаге от категории частично свободных СМИ. Приходится констатировать, что в числе государств с несвободной прессой Армения находится с 2002 г. «Пятница» попросила разъяснить ситуацию президента Ереванского пресс-клуба Бориса Навасардяна.

Почему все-таки Армения, очевидным образом выделяющаяся степенью развитости демократических институтов, уровнем и качеством правозащитной деятельности, уровнем свободы выражения и свободы слова по сравнению, скажем, с Беларусью или Азербайджаном, по оценкам международных организаций находится в числе стран с несвободной прессой – в одной компании с упомянутыми государствами?
— Во-первых, стран, которые подвергаются тому или иному мониторингу и включаются в рейтинги со стороны таких организаций, как «Freedom House», около двухсот. Тогда как категорий всего три – свободные СМИ, частично свободные и несвободные. Поэтому внутри каждой категории отличие между теми, кто находится выше или ниже – в хвосте рейтинга, может быть очень серьезное и принципиальное. Единственная категория – это несвободные СМИ, где буквально для считанных стран выделена особая категория суперпроблемных. К ним относятся, скажем, Северная Корея, Куба, Эритрея и некоторые другие, частично также Беларусь причисляется к этой категории. Поэтому говорить о том, что нахождение в одной категории может означать много общего с ситуацией в области свободы СМИ в Армении и Азербайджане, было бы неправильно, но, конечно, нам бы хотелось, чтобы Армения вернулась хотя бы в число стран с частично свободной прессой, как это было до 2002 года.
Но здесь надо следовать достаточно ясным и прозрачным нормам. В случае с Арменией – это ни в коем случае не допустить, к примеру, распространения того прецедента, который в 2014-2015 годах нас всех серьезно потревожил – речь идет о требовании к СМИ касательно раскрытия собственных источников. Для того, чтобы не отступить назад, а наоборот – сделать шаг вперед, необходимо, конечно, также принять изменения в законе «О телевидении и радио», которые предоставят возможность регулирующим органам быть более независимыми и позволят Армении более мягко и в интересах разнообразия средств массовой информации перейти к цифровому телевещанию. А не наоборот, как это у нас случилось в 2010 году, когда фактически под предлогом перехода к цифровому вещанию у нас сократилось число лицензированных телекомпаний.
Можно ли в таком случае говорить о том, что изменение ситуации полностью зависит от законодателей?
— Да, от законодателей и от того, как соответствующее законодательство будет применяться. Поскольку изменения какого-либо закона относительно защиты источников информации журналистов и СМИ в Армении не произошло. Но интерпретация этого законодательства изменилась, и сейчас подходы несколько иные, чем были два-три года назад.
Готовы ли, на ваш взгляд, сами армянские средства массовой информации к изменениям, которые позволят наконец Армении подняться на более высокий уровень?
— Думаю, что как раз армянские средства массовой информации полностью к этому готовы. И все сейчас зависит от политической воли властей, от того, насколько они готовы регулировать деятельность этой важной сферы общественной жизни в соответствии с общепринятыми международными нормами.
Кажется, нужен только один шаг для того, чтобы хотя бы покинуть компанию стран с несвободной прессой. Время покажет, сможем ли мы перешагнуть этот рубеж.

Беседовал Ашот Газазян

Об Авторе

Ашот Газазян

Редактор

Похожие материалы

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *