Все дети имеют право на жизнь

Еще несколько лет назад о проблеме селективных абортов в Армении не говорили. Тревогу забили относительно недавно, когда подсчитали, что в течение последних пяти лет в Армении их было совершено свыше 7200. По средним оценкам, каждый год в Армении не рождается около 1400 детей женского пола, и с 1993-го до середины прошлого года в Армении родилось почти на 60 000 мальчиков больше, чем девочек. По прогнозам специалистов, если аборты, обусловленные полом плода, будут продолжаться с такой же частотой, то до 2060 года в Армении не появится на свет порядка 100 000 девочек. Это в частности подтверждает исследование Фонда народонаселения ООН «Гендерный дисбаланс среди новорожденных в Армении».
Нарушение гендерного соотношения среди новорожденных в Армении произошло еще в 90-е годы, а к середине прошлого года мужской пол составлял 114-115 на 100 женского пола, в то время как общепринятым соотношением считается, когда на 100 девочек приходится от 102 до 106 мальчиков. Такое соотношение в числе самых больших в мире и уступает только Китаю (118-100) и Азербайджану (116-100). Ситуация в мире за последний год обострилась.
По словам исполнительного директора феминистического НПО «Общество без насилия» Анны Никогосян, теперь Армения в печальном рейтинге стран, лидирующих по числу селективных абортов. Наша страна может занять первое место на Южном Кавказе и второе – в мире, после Китая. Сейчас, говорит в подтверждение своих слов Анна Никогосян, число мальчиков на сто девочек выросло до 118. А к примеру, в Гегаркуникской области Армении на 100 девочек приходится аж 124 мальчика.
Как бы там ни было, происходящее крайне негативно влияет и на общую демографическую ситуацию в стране — уровень рождаемости в Армении продолжает снижаться уже 20 лет.
По мнению А. Никогосян, нужны срочные меры для выправления ситуации. На ее взгляд, все дело в армянском менталитете: «Мальчики ассоциируются с силой, независимостью, финансовой устойчивостью, продолжением рода, государственной безопасностью и т. д.». Нужно вести среди населения просветительскую работу, поскольку аксиома «какая разница, мальчик или девочка? Главное чтобы ребенок был здоровый!» сейчас не работает.
По мнению правозащитника, теперь люди хотят иметь мальчиков, поскольку считают, что им будет легче находить работу, быть кормильцем. Помимо этого люди уверены, что в регионе с массой неразрешенных конфликтов нужны воины – защитники Отечества. Опросы показали, что основной причиной селективных абортов является также убежденность людей в том, что мальчики нужны для «продолжения имени и наследства». При этом наличие одного ребенка мужского пола часто оказывается недостаточным – у мальчика должен быть брат! И чем дальше от Еревана, тем консервативнее люди, тем патриархальнее устои. Именно вокруг этих доводов и строятся в Армении дискуссии по теме.
Конечно, говорить о том, что власти вообще не предпринимают никаких усилий, нельзя. По разработанному Министерством здравоохранения Армении новому законопроекту, армянских врачей могут лишить права сообщать пол плода до истечения 30 недель беременности, и поводом для этого послужили как раз селективные аборты. Кроме того, власти подумывают о сокращении 12-недельного срока беременности (прерывание беременности разрешается именно до этого периода) до 8-10 недель. Но выходом из положения это можно назвать только на первый взгляд, считает Анна Никогосян. По ее мнению, в таком случае возрастут коррупционные риски, поскольку если родители захотят узнать пол ожидающегося ребенка, то они это смогут сделать, дав врачу взятку. Кроме того, нарушаются репродуктивные права женщин, потому что делать аборт или нет – это фундаментальное право женщины, напоминает Анна Никогосян. Новое законодательство, по ее мнению, может увеличить также уровень материнской смертности, так как женщины будут делать аборт незаконно, у непрофессионалов.
Иными словами, «Общество без насилия» не против абортов вообще, а против селективных, обусловленных, повторимся, недостаточной просвещенностью людей, патриархальных норм и менталитета, а также привычки считать, что у мужчин больше прав и возможностей, чем у женщин.
«Получается, по Конституции все равны, но когда речь заходит о правах и возможностях, то у женщин их меньше», — возмущается Анна Никогосян.
По существующему закону, искусственное прерывание беременности по желанию родителей в Армении разрешается до 12 недельного срока, а беременность на 12-22 неделе можно прервать только по медицинским и социальным показаниям. К примеру, если беременность угрожает жизни матери или, скажем, происходит развод родителей, или женщина оказывается в местах лишения свободы, или умирает муж. В таких случаях прерывать беременность допускается и при более поздних сроках. При этом многие правозащитники не понимают, как можно разрешать аборты по тем же социальным причинам на 22-й неделе беременности, тогда как уже на 12-й неделе плод полностью сформирован и, по мнению многих, имеет право на жизнь. Прерывание беременности, на их взгляд, не что иное, как убийство.
Ровно так же относится к абортам Армянская церковь. «Но, категорически выступая против любых абортов, она тем не менее допускает прерывание беременности в случаях, если здоровью матери или ребенка угрожает опасность», — подтвердил позицию церкви архиепископ Паргев.
Многие считают, что запрещать аборты по социальным показаниям нецелесообразно, по крайней мере, сейчас. Прежде чем пойти на такой шаг, нужно, чтобы государство создало такие условия, при которых женщина, будущая мать, чувствовала себя защищенной, а не зависела от других людей. Только в этом случае отпадет необходимость в социальных показаниях. И это будет способствовать как росту рождаемости, так и сокращению числа селективных абортов. Пока же государство в силу тяжелой социально-экономической ситуации в стране таких гарантий женщинам дать не в состоянии.
Исполнительный директор НПО «Общество без насилия» считает, что в Армении следует вести целенаправленную работу над повышением уровня образования и информированности в сфере искусственного пресечения беременности и использования противозачаточных средств, снизить цены на соответствующие лекарства и применить принцип «только по рецепту» для абортирующих средств.
Сейчас в соцсетях ширится спонтанное движение за права девочек на рождение. Звучат призывы представителей общественного сектора, деятелей культуры о том, что ВСЕ дети – это прекрасно, публикуются в сетях фотографии их дочек. А уж о престарелых родителях никто не может позаботиться так, как это может сделать дочь. Так, к примеру, считает известный театральный режиссер Нарек Дурян. Получается своего рода социальная реклама, которая никем не организована – люди говорят и пишут о том, что думают, сами. Так сказать, крик души, вызванный создавшейся демографической ситуацией.
Общественные слушания по теме селективных абортов в Армении теперь проходят довольно часто. В них принимают участие и священнослужители, и общественные организации, и представители правительства. На взгляд Анны Никогосян, очень важно, что о проблеме говорят. Значит, есть надежда, что ситуация еще выправится.

Ашот Газазян

Об Авторе

Ашот Газазян

Редактор

Похожие материалы

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *