Вандализм на обочине

Публикация фотографий полуразрушенной скульптуры «Эхо» на 17-м километре трассы Ереван-Севан вызвала шквал возмущения у читателей, массу перепостов в соцсети, даже были сняты несколько телепередач на тему вандализма. Заключительным аккордом стали телефонные звонки, сначала из Котайкского отделения милиции, а потом и из Следственного комитета.
Служители правопорядка, возбудив уголовное дело по факту вандализма (хотя, как мне кажется, по факту воровства цветных металлов), решили меня допросить в качестве свидетеля. Для меня так и осталось непонятным, свидетелем чего… Вандализма, варварства или воровства? Но ведь тысячи людей — полицейские, чиновники, в том числе высокопоставленные, дипломаты, многочисленные туристы, проезжая мимо этой скульптуры, видели то же самое, что запечатлела моя фотокамера. С сентября 2014 года (когда я впервые обратил внимание на оторванные от скульптуры куски меди) до 2 марта 2015 года (когда впервые была опубликована фотография) десятки тысяч людей проехали мимо «Эха».
Конечно, приятно, что по факту публикации возбуждено уголовное дело. Значит, на сигналы кто-то еще реагирует. Просто неприятно сообщать правоохранителям информацию личного характера. Заполняя бланк, следователь интересовался не только моим адресом и телефоном, но и спрашивал о семейном положении и членах семьи. Боюсь, если по фактам моих публикаций будут возбуждаться уголовные дела с подобным рвением, то скоро каждый участковый в Армении будет знать номер моего мобильника…

”Весна”

”Весна”

Впрочем, съемки скульптур и памятников я решил продолжить. И вот что в частности обнаружилось: скульптуру (из алюминиевого сплава) молодой женщины, «потерявшей» правую руку еще в 2011 году (на перекрестке ул. Ачаряна и Бабаджаняна в Аване), искать пришлось долго. Наверное, она когда-то олицетворяла весну или еще что-то оптимистическое. Мои самостоятельные поиски этой «весны» ни к чему не привели. Наконец, жители ближайших домов показали мне что-то вроде постамента, обернутого в целлофан. Как они мне объяснили, скульптуру увезли на реставрацию. Надеюсь, это правда. А может, и этим людям хотелось в это верить? Мне же мало верится, ибо у этой скульптуры не было постамента. А почему оставили нижнюю часть, унеся верхнюю, мне показалось подозрительным. Надеюсь, городские власти вскоре развеют мои сомнения.
Следующая скульптура, которую я намеревался сфотографировать, — композиция «Горный танец», — в советские годы украшала территорию гостиничного комплекса «Двин». Теперь вся эта территория окружена высоким забором, украшенным многометровыми оптимистичными постерами, вероятно, призванными вселять в людей веру в новый, лучший, благоустроенный Ереван. Немного позже я понял, какова истинная цель этих постеров: они закрывали те небольшие отверстия в железном заборе, сквозь которые можно было видеть «Горный танец». Вначале я попросил сторожей пропустить меня к памятнику для съемки. Оказалось, запрещено «дирекцией». Это к слову, несмотря на то, что еще в 2013 году правительство обязало убрать забор вокруг скульптуры. Я показал сторожам журналистское удостоверение и попросил отнести его «дирекции». Зная повадки сторожей, я покинул территорию, обнесенную забором, и попробовал снимать через открытые ворота. Сторож с криком кинулся на меня, попытавшись закрыть руками объектив фотокамеры. Я попытался объяснить молодому человеку, что нахожусь за пределами объекта его охраны, на улице Прошяна, и снимать мне никто запретить не может. Сторож кинулся закрывать ворота. Наконец, пришел ответ из «дирекции»: снимать можно, только снаружи. Лезть на забор мне не хотелось, это привело бы к новой битве со сторожами. Я снял, как мог. К забору не прикасался. Как снял — мой секрет, даже в суде не расскажу.
Возмущение читателей и пользователей соцсетей, на мой взгляд, было направлено не совсем по адресу. Вандалы и похитители цветных металлов — не самая большая напасть в нашем городе. Можно, скажем, запретить пункты приема цветных металлов, и все вопросы отпадут сами по себе. Но вот что делать с равнодушием властей, отдавших общую городскую собственность на откуп нуворишам, правда, не знаю…

”Космос”

”Космос”

Как реагировать на заявление Министерства культуры, заявившего, что скульптура «Эхо» не охраняется государством, поскольку не входит в какой-то список, составленный кем-то и когда-то? Впрочем, проехав немногим более десяти километров по той же севанской трассе, можно увидеть, что и монумент «Лента бесконечности» находится в таком же плачевном состоянии. Не то воры, не то вандалы — унесли все, что смогли, даже голову фигуры мужчины. Так что даже тот факт, что эта работа, в отличие от «Эха», в злополучный список минкульта входит, ее не спасло.
Ну а разговоры о полном равнодушии граждан, проезжающих и проходящих мимо и делающих вид, что ничего в их родном городе и за его пределами не происходит, вообще, получается, в пользу бедных. Грустно…

Фото и текст Германа Авакяна

Об Авторе

ПЯТНИЦА

Независимая еженедельная газета

Похожие материалы

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *