Богатый платит за бедного, здоровый – за больного

Существуют объективные критерии, свидетельствующие о неблагополучии в той или иной сфере. В частности, высокая смертность и низкая продолжительность жизни – показатели серьезных проблем в здравоохранении. Однако Армения собственным примером опровергает это утверждение. Показатель смертности у нас, по данным Нацстатслужбы, держится на вполне приличной отметке и даже обнаруживает тенденцию к снижению. В первом квартале этого года, по сравнению с прошлым, он снизился на 2,9%. По продолжительности жизни мы занимаем лидирующую позицию на постсоветском пространстве. Однако, как ни горько это сознавать и тем более признавать, эта статистическая «нирвана» ни в коей мере не свидетельствует о высоком индексе счастливой жизни и благополучной старости в нашей стране.
Одной из самых социальных сфер является здравоохранение. Избалованные бесплатными услугами советской медицины, граждане преклонного возраста острее других ощутили на себе тягостные последствия коммерциализации этой сферы, по сути преградившей им доступ к лечению. На протяжении всех лет независимости прокручивались всевозможные способы сохранить социальное лицо армянской медицины, однако и по сей день сделать это до конца не удалось.
Введенный в Армении госзаказ был призван открыть доступ к здравоохранению социально незащищенным слоям населения – инвалидам, сиротам, матерям-одиночкам, малоимущим, ветеранам войн. Эта система первоначально замысливалась как переходной этап к государственному медицинскому страхованию, но задержалась в этом статусе по сей день. Определенные преимущества, она, бесспорно, имеет, обеспечивая базовый набор медицинских услуг людям, абсолютно неспособным за них платить.
Но за годы ее практической работы четко выявилось то, что изначально было всем известно – если в казне не хватает денег, ни одна система, пересаженная на казенное содержание, эффективно работать не может. Деньги, выделяемые в рамках госзаказа на лечение той или иной болезни, не покрывают реальных затрат, которые превышают их в разы. Особенно это касается онкологии с ее очень дорогими препаратами, сердечно-сосудистых, глазных и других недугов. Покрывать разрыв так или иначе приходится самим пациентам, которые формально считаясь «лечащимися в рамках госзаказа», фактически являются основными спонсорами больниц и клиник.
Госзаказ ни в коей мере не избавляет пациента и от “обязанности” выразить материальную благодарность врачам, медсестрам, санитаркам, что также выливается в кругленькую сумму, дискредитируя саму идею так называемого бесплатного лечения.
Для того, чтобы как-то легализовать неизбежные поборы в здравоохранении, в 2011 году в двух отраслях медицины – неотложной помощи и гинекологии – была введена сооплата, призванная, как утверждали апологеты этой идеи, «вывести деньги из тени». Суть нововведения сводилась к тому, что к сумме, предоставленной государством на лечение пациента, последний доплачивал свои деньги в больничную кассу. Прошедшие 4 с половиной года, к сожалению, не оправдали радужных прогнозов, так и не вывели деньги из тени. А они немалые. По подсчетам людей сведущих, теневой бюджет здравоохранения вдвое превосходит казенные затраты на госзаказ, на который в этом году выделяется свыше 64 миллиардов драмов.
Пожалуй, наиболее эффективными и реально работающими мерами можно пока назвать только две – перевод первичной службы на бесплатное обслуживание населения и введение родового сертификата. Правда, и здесь не обошлось без изъянов, но практическая польза бесспорна – люди потянулись в поликлиники и амбулатории, молодые семьи перестали опасаться разорительных трат на родовспоможение.
Однако в целом картина продолжает оставаться удручающей, поскольку все принимаемые правительством паллиативные меры усердно направляются в обход самого действенного, признанного всем миром способа обеспечить всеобщую доступность здравоохранения – введения обязательного медицинского страхования. Приезжающие к нам международные эксперты оценивали проблему по-разному. Одни решительно не рекомендовали нам вводить медицинское страхование по причине высокого уровня безработицы, размытости социальных статусов и крайне неблагополучного соотношения работающих и социальных иждивенцев, число которых зашкаливает за полмиллиона. Другие считают, что только страхование может обеспечить доступ к нормальному лечению всем категориям населения и обеспечить высокое качество жизни.
Тем не менее этот вопрос, который на всех уровнях муссируется более 15 лет, так до сих пор не нашел своего адекватного решения, а мы остаемся одной из очень немногих стран, граждане которой не имеют медицинской страховки. Впрочем, это можно сказать далеко не обо всех. К примеру, у нас неплохо работает корпоративное страхование, когда компании, прежде всего иностранные, сознавая, что здоровье работников – главный капитал, сами оплачивают страховки своих сотрудников. Само государство еще в 2012 году обеспечило госслужащих социальными пакетами, в рамках которых оплачиваются и медицинские услуги. Наиболее социально уязвимая часть населения, как уже говорилось выше, пользуется госзаказом. Но при таком раскладе за бортом социального попечения неизбежно оказываются пенсионеры, многодетные семьи, не добравшие льготных баллов, старики, имеющие безработных детей, сами безработные, которых лишили пособия, и др. В случае болезни их положение без помощи богатых родственников, которые есть далеко не у всех, становится абсолютно безвыходным – отсутствие льготного статуса оставляет их наедине с обрушившейся на них болезнью. С учетом этих печальных реалий выход на пенсию госслужащего или работника фирмы, страхующей своих сотрудников, означает для последних не только потерю стабильного заработка, но и утрату всех социальных благ. Между тем мы все являемся носителями главного статуса – гражданина своей страны, которая обязана заботиться обо всех без исключения.
Международный опыт уже давно и убедительно доказал, что только медицинская страховка избавляет людей от страха перед возможными недугами, обеспечивая им качественное и доступное лечение. Без обязательного медицинского страхования такой возможности у большинства наших граждан нет. И одна из главных причин – отсутствие основополагающей в цивилизованном обществе нравственной установки, которой сегодня руководствуется мир – богатый платит за бедного, здоровый – за больного. В условиях скромного бюджета, когда государство объемом своих вливаний не может покрыть реальных затрат здравоохранения, этот принцип приобретает особое значение. После введения обязательного страхования финансовая база здравоохранения может насыщаться из трех источников – госбюджета, обязательных и добровольных страховых взносов.
К сожалению, сложившиеся в стране рыночные отношения с последующим развитием крупного бизнеса не обеспечили главного – на чем помимо казенного финансирования держится социальная политика многих стран. Это социальная ответственность крупного бизнеса за положение своих сограждан. Уклонение от налогов, вывоз крупных капиталов за рубеж – все это мало способствует насыщению казны и отдаляет то время, когда все без исключения граждане будут уверены, что в случае болезни они не останутся наедине со своей бедой.

Лиана Петросян

Об Авторе

ПЯТНИЦА

Независимая еженедельная газета

Похожие материалы

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *