Армянские следы на карте мира

Начало – в номере 14

На современной карте мира армянские наименования вне Исторической Армении можно сгруппировать в три крупных массива. Первый топонимический армянский массив составляют названия, данные армянами своим поселениям и культурно-историческим сооружениям в тех странах, где сформировались первые общины армянского спюрка в средневековье и в новое время. Так, одни из первых армянских общин появились в 9-12 веках в Украине, Молдове, Крыму и Болгарии. В Болгарию, например, были сосланы представители оппозиционного церковного движения павликиан, и теперь в самом центре страны, в горах Стара-Планина между Плевеном и Велико-Тырново существуют поселки Павликени и Горно-Павликене. В Румынии (Трансильвания) армяне появились еще в 9 веке, в частности эмигранты из города Арчеш на северо-восточном берегу Вана. Основанный армянами в Южных Карпатах город называется в честь родного – Куртеа-де-Арчеш (Замок Арчеш), так же, Арчеш или Арджеш, называется река, левый приток Дуная, на берегу которого возник армянский город. Еще два армянских поселения Трансильвании названы в честь основателей Армениш (в районе Решицы на западе страны) и Арменерштад близ Клуж-Напока, ныне переименованный в Герла.
Город Старый Крым стал значительным поселением после строительства в округе армянского храма Сурб Хач (Святого Креста), и назывался в честь последнего Сурб Хач, превратившись затем в результате транскрипционных искажений в город Сурхат-Солхат, и наконец, получил нынешнее название. Из почти трех десятков селений, основанных армянами в Крыму, свое название сохранил город Армянск на Перекопском перешейке, на крайнем севере полуострова. В Западной Украине – в Подолии и Галиции, армяне также основали множество поселений, в частности у Каменец-Подольска сохранились села Великие и Малые Армяне (Ормяне). Позже, в 1792 году, из румынской Бессарабии, находившейся под турецким игом, в Молдову переселилась часть армян, основавших существующий доныне город Григориополь – название дано в честь армянского просветителя Григора Лусаворича (в русской транскрипции – Григорий Просветитель) и губернатора Новороссии князя Григория Потемкина. Город Буденновск в Ставропольском крае России был основан в 1795 г. как армянское торгово-ремесленное поселение и первоначально назывался Сурб Хач или город Святого Креста. Армянами основан и в честь одной из первых столиц Армении назван также город Армавир в Краснодарском крае России. Близ крепости Дмитрия Ростовского на берегу Дона армянские переселенцы из Крыма основали город Нор (Новый) Нахиджеван, – нынешний Ростов-на-Дону, а также шесть сел – эти армянские села существуют и теперь (Чалтырь, Большие и Малые Салы и др.).
Насильственно переселенные шахом Аббасом в 17 веке вглубь Ирана армяне основали несколько десятков сел в нынешних провинциях между Хамаданом и Исфаганом (Спахан), среди прочих – знаменитые Нор Джуга, Шуришкан, Болоран, Бжкерт и другие. Выдающийся армянский мыслитель Мхитар Себастаци в конце 18 века получил в “вечное пользование” заброшенный остров в Венецианской лагуне – с тех пор на острове Сурб Газар, а по-итальянски – Сан Лазаро делли Армени (остров Святого Лазаря Армянский) действует самая знаменитая армянская Конгрегация Мхитаристов. Кстати, вечное армянское владение островом подтвердил во время оккупации Венеции Наполеон Бонапарт.
С деятельностью вездесущих армянских купцов связано появление на карте Центральной Америки, в Белизе, Сальвадоре и Гондурасе поселений Армения и Нуэва-Армения (Новая Армения). Глубоким и древним армяно-греческим связям и дружбе обязан своим названием город Арменион близ Ларисы в Греции.

Армянская церковь в Сингапуре

Армянская церковь в Сингапуре

Библейский культ Масиса-Арарата сподвиг английских переселенцев назвать невысокую гору посреди равнины в австралийском штате Виктория близ Мельбурна Араратом, а затем дать то же название возникшему рядом поселку. Армянские переселенцы по сути создали знакомый ныне всем облик Сингапура – порт, отель, церковь, многие здания преобразили маленькую рыбацкую деревеньку в один из крупнейших финансовых и деловых центров мира. В самом центре Сингапура, на Армянской улице расположена Армянская церковь – старейшее из зданий города, к сожалению, не имеющая ныне прихожан.
Ко второму массиву армянских топонимов, существующих вне Исторической Армении, относятся многочисленные географические названия, прежде всего в тех соседних с Арменией странах, где особенно сильно, на протяжении тысячелетий, было выражено цивилизационно-культурологическое и религиозное армянское влияние: это Ахванк или Албания Кавказская (ныне – северная часть образования под названием “Азербайджан”), Ширван (восточная часть того же образования), Дагестан, Врастан (Грузия), Иракский Курдистан (историческая Ассирия) и многие другие. В этих странах, во-первых, существуют сотни бывших армянских (или ныне также армянонаселенных) поселений, армянских памятников, наконец, физико-географических единиц с чисто армянскими названиями. Достаточно перечислить лишь некоторые из них – Вардашен, Куткашен, Вардани, Аванашен, Ванк, Гирк в Ахванке, Бердак в Дагестане и так далее, и так далее… Во-вторых, в этих странах множество топонимов либо с армянскими корнями и аффиксами, либо образованных по канонам армянского языка. Наконец, здесь нередки названия, сохранившие древнейшие армянские (индоевропейские) корни или имена исчезнувших племен и понятий, доныне используемые в армянском языке. Я специально не раскрываю эту часть рассказа, так как она слишком обширна и составит тему для отдельного разговора…
Наконец, третий пласт армянских имен на карте мира связан с Геноцидом армян, памятью его жертв и образованием Армянского Спюрка как такового. Прежде всего речь идет о так называемой “микротопонимике” – тысячи улиц и площадей в самых разных городах по всему миру получили названия в честь Армении, армян, Комитаса и других жертв Геноцида – в Париже и Сан-Пауло, Лос-Анджелесе и Москве, Санкт-Петербурге и Лионе, Марселе, Каире, Тегеране, Калькутте, Сиднее, Буэнос-Айресе – это лишь малая часть списка… Но есть топонимы и покрупнее. Так, один из крупных городов Колумбии в центре страны (кстати, средоточие производства и импорта кофе) получил название Армения – для увековечения названия страны, которая подверглась невиданному доселе злодеянию и, как многим казалось в начале 20 века, могла исчезнуть с карты мира…
Однако возможности армянского Феникса оказались поистине безграничны. Мало того, что через три года после апофеоза Геноцида эта великая нация нашла в себе силы победить на поле боя во сто крат превосходящую армию противника (в количественном плане, в качественном – неизмеримо более слабую) и создать на обломках своей некогда великой страны новое государство. Мало того, что через тридцать лет эта нация внесла свой, и весьма существенный, вклад в победу над фашизмом. Эта нация через сто лет после Геноцида, будучи состоявшимся государством, одержала очередную героическую победу в очередной неравной битве, начала процесс консолидации своих исторических земель, в очередной раз преподала миру урок истинной веры и человечности, канонизировав всех без исключения жертв Геноцида… И сегодня ко всем группам армянских топонимов на карте мира можно добавить еще одну. Это названия, главным образом из разряда микротопонимов, появляющиеся уже в результате взаимоотношений на уровне государств, на уровне братания городов, областей и пр. Сегодня на карте мира Армянские улицы уже появляются не только и не столько в память о прошлых жертвах, сколько во имя будущего Армении, – великой части великого мира…

Григор Бегларян

Об Авторе

Похожие материалы

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *