Фонотека

NAJEE_1Najee

You Me & Forever — 2015

Лейбл – Shanachie

10 треков\54 минуты

Обладатель многочисленных номинаций на награду ГРЭММИ, лауреат премий NAACP Image Award и The Soul Train Award, икона smooth jazz-а, саксофонист и композитор Najee в свое время работал с такими звездами, как Принс, Чака Хан, Патти ЛаБелль, Лайонел Ричи и его любимый учитель Джордж Дюк. Его творческая биография отмечена многими тематическими альбомами, одним из самых успешных из которых был альбом с «мягкими» вариациями на темы Стива Уандера.
Новый альбом этого музыканта вышел в свет пару недель назад. Как почти все предыдущие альбомы Najee, и этот достаточно романтичен, лиричен и переполнен сладкими чувствами — несмотря на заводные ритмы. Это, конечно, никакой не джаз, а так, качественная музыка для лифтов и супермаркетов. Нет, конечно, все сделано просто отлично — и мелодии классные, и исполнители на уровне. Так, с лидером, который, кстати, на сей раз много играет и на флейте, дуэтом демонстрирует собственную технику знаменитый клавишник Алекс Бунон. Они вместе с Робертом Дампером — многолетним партнером и художественным руководителем еще одного “сладкоголосого” саксофониста, Кенни Джи, — представляют свои версии классики попа и джаза. Популярнейшие «Волны» Антонио Карлоса Джобима и авторские композиции самого Najee звучат великолепно. Но вот беда, тут как в новых российских или американских сериалах — вроде все хорошо, и актеры подобрались отличные, и режиссура достойная, но вот с первых же кадров уже ясно, что произойдет в следующей сцене и, главное, чем закончится все это дело. Так и тут. И не спасает даже неплохой вокал Чака Джонсона. Всего лишь попса с претензией на классический соул. Сладковатая примитивная тема, избитая аранжировка, однотипные звучания, и на этом фоне — неплохие соло лидеров группы. Все это было уже сотни раз. Меняются лишь солирующие инструменты и красивые названия альбомов и тем. А все остальное практически однотипное. А главное — одноразовое.

BobBaldwin_1Bob Baldwin

Mellowonder / Songs in the Key of Stevie — 2015

Лейбл — Red River Entertaint

14 треков\66

Сколько уже было записано альбомов с вариациями и переложениями песен одного из столпов «черной» музыки Стиви Уандера… На чем только не играли его произведения, в каких только стилях не пытались улучшить или интерпретировать его композии. Но вот, как говорят знающие люди, на фортепиано целый альбом произведений Стиви еще никто не играл, или, точнее, не записывал. Известный в мире поп-джаза пианист и аранжировщик Боб Болдуин решился на этот рискованный шаг. Ведь все композиции Стиви все знают практически наизусть, и малейший промах, малейшая неискренность, малейшее несоответствие в настроении может привести к полному провалу.
Не берусь судить строго, могу сказать лишь, что явных промахов в альбоме нет. Болдуин опытный аранжировщик и хороший пианист. Его предыдущие альбомы, а их у него с десяток, сделаны очень добротно, красиво, с неким уклоном в сторону если не латины, то, скажем так, «южных» ритмов, пляжных, что ли. Все время хочется пританцовывать, если даже композиция в медленном темпе, но за счет перкуссионных инструментов ритм получается энергичнее. В целом альбом относится к жанру легкой инструментальной музыки, несмотря на наличие нескольких композиций с вокалом (я преднамеренно не называю их песнями, так как вокалисты скорее подпевают инструменталистам, нежели полноценно поют). Критики заявили, что это альбом современного джаза. Да, действительно, в записи принимало участие достаточное количество джазовых музыкантов, причем знаменитых: гитарист Чили Минуччи, саксофонист Марион Мидоус, барабанщик Тони Льюис и др. Но вот не стал альбом джазовым. Этот, конечно, лучше и серьезнее, чем рецензируемый здесь же альбом Najee, но вот по внутреннему содержанию, по своей духовной составляющей отличается от него не так сильно. Музыка для отдыха — где-нибудь на пляже, на даче, в кругу друзей, а лучше — привлекательных подружек. Вот тогда Боб Болдуин со своим новым альбомом будет самое то!

KawasiWashington1Kamasi Washington

The Epic — 2015

Лейбл – Brainfeeder

17 треков\128 минут

С первых же минут прослушивания, с первых же звуков любой слушатель согласится с названием альбома — он действительно эпический! Начнем с того, что для выражения своих идей саксофонист и композитор Камаси Вашингтон собрал уникальный для джазменов ансамбль. Большая духовая секция плюс струнная группа, не говоря уж о его джаз-коллективе.
Музыка не поддается жанровой классификации. Три диска сильно напоминают духовные концерты Дюка Эллингтона или работы Стена Кентона с его опытами в области единения джаза и симфонии. А еще сильно попахивает Джоном Колтрейном и его африканскими аудиострастями. Все очень мощно, громко, солидно, технично, громоподобно, немного хаотично, но прекрасно! Моментами кажется, что на тебя движется танк, звуковой вал, звучат иерихонские трубы, куда-то уносят своим звучанием скрипки, хор поддерживает все это мощным фоном… Музыка буквально ошеломляет, она могла бы служить музыкальным фоном для батальных сцен голливудских исторических блокбастеров — таких как «Троя» или «Гладиатор». По крайней мере, меня это ощущение не оставляло все два часа прослушивания. Хотя, конечно, есть и лирические части. Не знаю, связаны ли все 17 треков между собой по смыслу, едина ли концепция альбома, но кажется, что любая последующая композиция вытекает из предыдущей, причем весьма органично. Ну и конечно, над всем этим буквально парит, властвует саксофон самого Вашингтона. Вот это, наверно, и имеет право называться современным джазом. Так сегодня работают Роберт Гласпер, Теренс Бланчард, Рой Харгрув, Маркус Стрикленд и другие, относительно молодые музыканты, ищущие новые пути, новые лазейки для развития и продолжения своего пути в джазе. Не все же играть стандарты, как это делали их предшественники, или там джазовую попсу и отживший свой век smooth jazz. Это джаз, который понравится всем любителям этого жанра. И я уверен, что этот альбом — явный претендент на то, чтобы стать лучшим джазовым альбомом года.

POrgy&BessЗвезды мировой оперы и джаза

Порги и Бесс – 2011

Лейбл – Рофф Технолоджиз

15 треков\68 минут

Альбом хоть и не новый, но достойный упоминания. Помнится, лет эдак 10 тому назад пиратские диски с подобными компиляциями буквально заполонили полки музыкальных магазинов. Сначала появились три диска с различными версиями Bésame mucho. Потом еще три диска с вариациями колыбельной Summertime из оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс». Номер этот звучал во всех мыслимых вариантах — рок, джаз, симфо, диско. Но все это было сделано именно по пиратски — что где нашли, бухнули в «корзину», не вдаваясь в такие «мелочи», как качество исполнения и логика. Рядом с Армстронгом мог быть трек какого-нибудь никому не известного трубача…
Данный альбом сильно отличается от всех ранее издававшихся сборников. Во-первых, здесь собраны наиболее популярные и значимые арии из оперы. Во-вторых, поют их не абы кто, а действительно звезды двух жанров. Посудите сами — оперные дивы Леонтина Прайс, Кламма Дейл, Элен Джексон, джазовые вокалисты Луи Армстронг, Элла Фитцджеральд, Рэй Чарлз, Клео Лейн, Билли Холидей, королева госпела и спиричуэлза Махэлия Джексон, играют Modern Jazz Quartet, Майлс Дэвис, Оскар Питерсон. Уверен, одно только перечисление этих имен уже демонстрирует класс музыки, записанной на диске. Составители пошли дальше — они разбили треки по композициям, т.е. три варианта подряд исполнения Summertime, потом три варианта I Got Plenty O’Nottin и т.д. У слушателя появляется возможность сравнивать версии, предлагаемые исполнителями. Кстати, подзаголовок альбома так и гласит — «Сравнительные интерпретации».
Буклет альбома содержит весьма обстоятельную статью о самой опере, ее авторе, исполнителях и даже особенностях создания оперы. Словом, альбом, действительно интересный и поучительный. Его бы в музыкальные школы и консерваторию… И остается добавить одну деталь, не связанную с диском, но, несомненно, интересную для армянского читателя (хотя почему только армянского?) Первым постановщиком оперы на театральной сцене был знаменитый голливудский режиссер Рубен Мамулян.

Армен Манукян

Об Авторе

Похожие материалы

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *