Уэйн Сароян: “Будущее джаза – в единении с другими жанрами”

Wayne SaroyanЖурналисты, писатели, музыкальные критики бывают разными. Одни с удовольствием (очевидно, подчиняясь зову профессии) идут на контакт, пишут, переписываются… Другие, наоборот, не любят тратить время «попусту». Собранные, серьезные, сосредоточенные. Вот с таким коллегой меня и свел однажды случай.
Бродя по многочисленным джазовым интернет-изданиям, я много раз натыкался на это имя – Уэйн Сароян. Ведущий джазовый критик Западного побережья США, одного из центров мирового джаза, создатель и редактор джазового интернет-портала, писатель, журналист. Весьма и весьма уважаемая в мире джаза личность. Естественно, возникло желание пообщаться с ним. Несколько месяцев не получалось. Не было ответа. Наконец, через 3 месяца он согласился дать интервью. Еще один месяц ушел на то, чтобы он ответил на мои вопросы.
- Для «разминки» задам вам традиционный вопрос: пару слов о вашей семье…
— Мои бабушки и дедушки с обеих сторон покинули Армению в годы геноцида и, добравшись до Америки, осели в Сан-Франциско. Здесь была процветающая армянская колония, и я вырос с сильным ощущением своей принадлежности к армянской нации, ее культуре, истории и наследию. Все это до сих пор ношу в себе. К сожалению, я никогда не был в Армении, и все мои познания носят чисто теоретический характер. А вот мой младший брат Марк был серьезным специалистом в области армянской истории и политики, преподавал в Гарвардском университете, много раз бывал в Армении, написал серьезный труд о политическом положении Армении в XX веке. Мы с ним часто спорили на эту тему. Но, к сожалению, в 1994 году он трагически погиб… Я неплохо знаю армянскую музыку – народную и классическую. Что касается джазовой, то мне не приходилось слышать джазменов из современной Армении, но я знаю нескольких армянских музыкантов, играющих в Америке. Но сейчас ввиду большой занятости и узкой направленности моей деятельности я почти не слушаю ничего, что выходит за рамки моих сегодняшних интересов.
Что касается подробностей о моей семье, то живем мы в Оклэнде с момента моей второй женитьбы в 1996 году. Кстати, моя вторая жена не давала мне согласия на брак целых четыре года! У меня двое детей от первого брака, они живут в Индиане. Дочь Дева недавно вышла замуж и сейчас занимается обустройством своей семьи, а сын Ян учится в университете и надеется связать свою будущую карьеру с гостиничным бизнесом.
- Вы много пишите о джазе и о музыкантах этого жанра…
Да, я работаю на этом поприще уже много лет. Раньше занимался джазом вообще, но в последнее время сконцентрировался на джазе Западного побережья (стиль, появившийся в этом регионе, стоит особняком в мировом и американском джазе). Я писал статьи, работал во многих газетах и журналах, но всегда хотелось своего собственного места, где можно было бы писать что хочешь и о ком хочешь. В 1999 году я основал интернет-журнал jazzwest.com, где могу спокойно и без оглядки писать о местных талантах джаза. На страницах нашего электронного журнала мы предлагаем читателям последние новости джазовой музыки, интервью с музыкантами, обзор новых альбомов, календарь событий, связанных с джазом, обзоры прошедших фестивалей. У нас большая фотогалерея джазовых музыкантов. Постепенно рамки одного журнала стали узки, и мы начали разрабатывать интернет-страницы для музыкантов в отдельности, для клубов, где играют джаз. Все это отнимает у меня очень много времени и на литературную деятельность сил совсем не остается.
- Мне часто приходится слышать разговоры о том, что сегодня джаз в Европе популярнее, чем в Америке.
— Мне трудно сказать, что и где действительно популярно, а что нет. Сам я в последние годы редко слушаю традиционный джаз или бибоп. Сейчас обычные композиции с традиционными формами – «тема-импровизация — импровизация-тема» уже мало кого волнуют, они исчерпали себя. Вместо этого люди (и я в том числе) хотят слушать более авантюрный, если хотите, джаз, его интригующие и уникальные формы. Джазовые критики сегодня буквально рыщут в поисках чего-то необычного, может даже выходящего за каноны джаза. Очень ценятся пограничные жанры – слияние джаза, этнических мотивов, классики. Я лично, например, предпочитаю Джорджа Брукса и ансамбль Summit – они играют уникальный сплав джаза и индейской народной музыки, а также Джошуа Редмена, Билла Фризела. Это интересные, думающие и креативные музыканты, записывающиеся на альтернативных студиях. Продукцию компании Blue Note, выпускающей традиционный джаз, слушать уже трудновато…
- Известно, что Западное побережье США – регион особый в джазовом мире.
— Да, действительно, это второй по размеру джазовый рынок страны. Здесь непрерывно что-то происходит. Практически каждый уик-энд в летние месяцы то в одном, то в другом местечке организуются джазовые фестивали, концерты крупных музыкантов. Мои самые любимые мероприятия, которые я стараюсь не пропускать, это San Jose Jazz Festival (который проходит практически по всему городу прямо на улицах и площадях), легендарный Monterey Jazz Festival (куда мы обычно приезжаем с целой командой критиков и фотографов) и не менее знаменитый San Francisco Jazz Festival, который длится на протяжении нескольких недель в клубах и концертных залах города. Довольно часто здесь восходят новые звезды на американском небосклоне джаза. Мы очень гордимся тем, что именно у нас находятся и активно функционируют такие популярные джаз-клубы, как Yoshi’s Jazz House. А всего в округе постоянно открыты двери 120 заведений, где все время звучит живой джаз.
- Ух ты! Звучит здорово… А как вы думаете, что ожидает джаз завтра?
— Я вижу будущее джаза в единении с другими жанрами. Первые попытки объединить джаз с роком были сделаны в 70-х. Такой фьюжн дал возможность обогатить джаз ритмами и звучанием модного рока. Сейчас тоже предпринимаются попытки соединить джаз с разными жанрами музыки. Хорошо известны опыты с классической музыкой, очень популярны эксперименты с народной музыкой, с поп-музыкой. Конечно, темы Джерома Керна, Гарольда Арлена и Джонни Мерсера будут всегда помнить и исполнять, но ведь за последние годы появилось много и других талантливых композиторов и музыкантов, почему бы не попробовать играть их темы в джазе? Чем песни Пола Маккартни, Стинга или Фрэнка Заппы хуже? Ничем! Значит, надо уступить им место. Ну и, наконец, надо уяснить себе, что джаз – это не музейный экспонат или что-то такое, что можно запрограммировать или произвести за счет мозгов. Это живая ткань со своей душой и сердцем. И развиваться он будет соответственно потребностям своей души!

Армен Манукян

Об Авторе

Похожие материалы

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *