Тридцать семь историй Назик Арменакян

<web NA_portraitС 21 апреля в галерее Саркиса Мурадяна выставлены фотографии фотографа-документалиста Назик АРМЕНАКЯН «Выжившие». Выставка продлится до 2 мая. Герои проекта – наши соотечественники, которым удалось спастись во время геноцида 1915 года. Тридцать семь портретов, тридцать семь трагических судеб, тридцать семь историй чудом выживших людей. Этому проекту Назик Арменакян посвятила десять лет своей жизни.

- Назик, как родилась идея проекта «Выжившие»?
— Когда я делала первую фотографию из этой серии (это было в 2005-м году), о проекте я еще не думала. Я училась тогда в Институте Кавказа, на курсе фотожурналистики под руководством Рубена Мангасаряна. Я получила задание снять портрет, посредством которого надо было передать свое отношение к какому-то событию, к чьей-то судьбе. Это был год 90-летия геноцида, и я решила найти человека, пережившего этот ужас, и сделать снимок на эту тему. Мои поиски привели меня к Ремелле Амликян, 100-летней женщине. Приступая к съемке, я попросила ее взять в руки свой фотопортрет в молодости – ей там 20 лет. Тем самым я хотела показать связь истории с днем сегодняшним. Концепция этой фотографии показалась мне интересной, и спустя два года я решила вновь вернуться к этой теме и снимать выживших во время геноцида людей, держащих в руках фотографии, где они запечатлены совсем молодыми.
- Наверно, в своих поисках вы сталкивались с немалыми трудностями.
— Да, конечно, ведь этих людей становится все меньше и меньше. Героев проекта я находила как через знакомых, так и через разные ведомства. Я писала письма туда с просьбой предоставить мне список оставшихся в живых свидетелей геноцида. Ответы порой запаздывали, бывало, я приезжала по какому-то адресу, и мне говорили, что этот человек недавно скончался. Во время своих поездок по городам и деревням нашей страны я подходила к людям на улицах, спрашивала, есть ли среди их знакомых люди, пережившие геноцид. Часто бывало, что я делала последние фотографии этих людей. Однажды я поехала в одно из котайкских сел, чтобы сфотографировать одну женщину, и, подойдя к дому, увидела, что ее выносят в гробу. Я собралась было уезжать, но передумала, вернулась и сняла ее в гробу, положив в него ее фотографию в молодости. Снимок этот – очередное немое свидетельство того, что людей, переживших ужас 1915 года, становится все меньше…
- Над этим проектом вы проработали десять лет. Можно ли считать проект завершенным?
— Нет, я продолжу работу над ним до тех пор, пока еще живы будут люди, пережившие геноцид.
- Проект “Выжившие” раньше выставлялся, или к 100-летию геноцида вы впервые демонстрируете свои фотографии?
— В 2009 г. в Ереване я выставила эти фотографии в своей персональной выставке. В том же году 12 портретов проекта «Выжившие» демонстрировались в Международном конкурсе исторической фотографии им. Карла Буллы «Эпохи зримые черты» в Санкт-Петербурге, выиграв Гран при в категории «Люди и лица». В этом году проект побывал в Воронеже – на Международной фотовыставке «Соцветия». Очень хочу, чтобы эти фотографии увидели и в других странах, особенно тех, которые еще не признали факт геноцида армян.
- Глядя на фотографии этих людей, задаешься вопросом: кто они, герои этих фотографий, как им удалось спастись от этого ада…
— Вскоре выйдет книга под тем же названием – «Выжившие», в нее помимо фотографий войдут и рассказы о судьбах этих людей – каждого из героев моего проекта, в ней читатели узнают, как им и их семьям удалось выжить, и как впоследствии сложилась их судьба. В беседах с людьми, пережившими геноцид, меня больше всего поразило следующее: несмотря на то, что все они были в то время детьми, многие из них помнят свои покинутые дома, многие детали событий 100-летней давности. Это люди с изломанными судьбами. В советской Армении они даже не могли рассказывать о том, что пережили. Почти век эти истории замалчивались, за это время многое было утеряно – уходили поколения, унося с собой в могилу свои истории выживания.
- Героев проекта «Выжившие» вы находили только в Армении или и в других странах тоже?
— Нет, только в Армении, поскольку проект персональный, я его осуществляла на собственные средства, а чтобы находить людей в диаспоре, нужно туда выезжать, жить там какое-то время, все это требует много времени и средств.
- Что вам дал проект «Выжившие», которому вы посвятили десять лет жизни?
— Возможность многое переосмыслить через реальные истории реальных людей. Впоследствии я поняла, что этот проект становится историческим документом, имеющим прямое отношение к каждому из нас. А еще благодаря ему я состоялась как документальный фотограф, поскольку это был мой первый долгосрочный проект.

Гаяне Даниелян

Об Авторе

Похожие материалы

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *