Свободное парение и культурный шок

«Полиграф»
Армена ВАТЬЯНА

Есть афоризм, который звучит приблизительно так: «Когда долго падаешь, то это уже не падение, а парение». Мы так долго «парим» в области культуры, что окончательно потеряли способность испытывать такой признак духовного здоровья нации, как культурный шок. Нас уже ничем не проймешь.
Всем до лампочки, что культура надолго стала мусорной корзиной, в которую можно сливать все что угодно, предварительно приклеив ярлык «культура». Мы давно перестали возмущаться, что в здании оперы может дать сольный концерт любой ресторанный певец, способный заплатить за аренду зала. Что театры, по прихоти властей, можно закрывать и открывать как какую-нибудь консервную банку. Награждение правительственными наградами дельцов от шоу-бизнеса «за вклад в развитие армянской культуры», не имеющих никакого отношения к культуре, тоже никого уже не удивляет. Сомнительный вкус власть предержащих стал мерилом ценности любого произведения, претендующего называться «искусством». Не талант и способности, а исключительно личные связи с влиятельными чиновниками определяют статус и возможности деятеля культуры. Как говорится, не родись красивой, а родись родственницей если не олигарха, то хотя бы министра, и станешь «мисс Армения».
Наиболее шустрые «деятели» быстро сориентировались в новых правилах игры и тут же породнились с теми, кто управляет худосочным финансовым ручейком, выделяемым государством «на культуру». Всеми правдами и неправдами, с благословления чиновников от культуры они как-то устроились в этом узком пространстве псевдоискусства, насмерть присосавшись к «щедрому» вымени бюджетных денег. Теми же, кто не принял новые правила конформистского существования в искусстве, овладела глубокая апатия. Мы смирились с тем, что на наших глазах был фактически ликвидирован старый Ереван и уничтожены исторические памятники, в которых еще жил дух ушедшей из жизни нескольких поколений ереванской интеллигенции. Вместо них появились безликие и уродливые «объекты». Такое впечатление, что мы все стали такими же коммерческими «объектами», которых можно продать, купить, подкупить.
Легче всего заявить, что во всем этом виноваты исключительно власти. Нет, виноваты мы все. Только с нашего молчаливого согласия можно было снести исторические памятники и устроить этот затянувшийся фестиваль безвкусия и пошлости. И мы продолжаем молчать, оправдывая свое бездействие и равнодушие тем, что все равно ничего нельзя изменить. Слишком уж незыблемой кажется система круговой поруки самозваных «навигаторов» нашего затянувшегося духовного падения.
Ушли из жизни практически все те, чей голос был бы весомым не только для властей, но и для народа. Ощущение, что в стране не осталось духовных гулливеров и придется жить и творить под контролем лилипутов и только для них, подрезает крылья тем, кто искренне пытается служить Искусству. Свыкнуться с этой мыслью получается далеко не у всех.
Однако во всем этом, казалось бы, безнадежном прозябании, при желании можно найти и позитивную перспективу. Ведь на каждый афоризм можно найти и другой афоризм, дающий надежду на выход из самого глухого тупика. В нашем случае он звучит примерно так: «Чем глубже пропасть, в которую падаешь, тем больше шансов научиться летать».
Так почему бы нам не воспользоваться подвернувшимся случаем и не научиться летать. Назло прочно установившейся нелетной погоде и сложившимся неблагоприятным обстоятельствам. И пусть разбором наших полетов потом займутся благодарные или неблагодарные потомки. Нам останется утешиться тем, что мы хотя бы пытались летать…

Об Авторе

Похожие материалы

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *