Путешествуя по Армении

Артаз

К юго-востоку от двуглавого Масиса – Арарата и гавара Масеацотн лежит еще один чрезвычайно значимый для истории Армении гавар, а именно – Артаз, в ашхаре Васпуракан Великой Армении. В настоящее время территория гавара Артаз входит в состав Ирана, занимая северную, приграничную с Нахиджеваном, часть остана (на фарси это провинция, аналог армянского Востана) Западный Атрпатакан (на фарси – Адарбайеган). Столицей гавара был город Маку. По свидетельству Мовсеса Хоренаци, и гавар, и город изначально назывались Шаваршан или Шаваршакан, а название Артаз было дано переселенцами из одноименного гавара Ахванка. Название Артаз (и его варианты – Артазакан, Арташ, Артваз) связано с именами Арташеса и Артавазда из царской династии Арташисян Древней Армении. Но прослеживается также очевидная связь топонимов Артаз и Ардост-Артос-Ардушша, достаточно часто встречающихся на карте Армении, – а это уже древнейший корень “ард”, связанный с понятиями плодородия и урожайности.
Артаз занимает бассейн одного из крупных правых притоков Аракса – это река Маку, имеющая достаточно сложную гидрографическую сеть. Собственно Маку берет начало с гор Айни – отрога Васпураканского или Котурского хребта, служащего ныне границей между Ираном и Западной Арменией, и течет на север. Непосредственно перед лежащим на ее левом берегу городом Маку река принимает слева крупные притоки-составляющие, текущие с запада, с Васпураканского хребта реки Кармир и Аведжух (Абаджик), а с севера – начинающуюся из озера Гайлату реку Арун, которая, пройдя через болото Коговит у Даройнка-Баязета, принимает множество своих притоков и под названием Грнавук течет к Маку. Соединившись, все эти реки двумя рукавами текут на восток и впадают в Аракс напротив исторического города Аркашат – ныне Шахтахт в Нахиджеване. Левый северный рукав носит название Дехин – Желтая река, в тюркском переводе Сарысу. Правый южный рукав и есть собственно Маку, или, в нижнем течении, – Зангимар. Почему я столь подробно останавливаюсь на гидрографии одной реки? Дело в том, что одно из ее названий является судьбоносным в истории Армении, в то же самое время долгие годы оставаясь одной из загадок армянской географии.
26 мая 451-го года. По свидетельству участника и летописца Войны Вардананц, армянского историографа V века Егише, в этот день состоялась битва армянских и персидских войск, вошедшая в историю под названием Аварайрской. Это название с течением времени стало нарицательным, обозначая великие, судьбоносные битвы нашего народа. Но где же состоялась Аварайрская битва? Казалось бы, у Егише имеется исчерпывающий ответ – в гаваре Артаз, на берегу реки Тхмут, близ села Аварайр, на Аварайрском или Тхмутском поле. Но сколько копий было сломано арменоведами при локализации этого поля! Где только не искали реку Тхмут и Аварайр – доходили аж до самого Хоя или Гера, хотя Егише ясно дал географические рамки для поиска – гавар Артаз. В итоге почти все исследователи начали сходиться в правильном направлении – Аварайрское поле следует локализовать на правом берегу реки Маку в ее верхнем течении, в 6-8 км. к юго-востоку от знаменитого монастыря Сурб Тадевос, в межгорной долине, носящей ныне название Оваджик (по-армянски Овит, то есть речная долина). Что касается реки Тхмут, то Егише имел в виду не название, а характеристику реки – тхмут, т.е. илистая. А таковой именно и является река Маку, ее нижние рукава именно по причине своей илистости носят названия Дехин и Зангимар – Желтая и Болотистая. Более того, использование современных топографических карт дает нам еще одно свидетельство в пользу такой локализации: чуть ниже по течению Маку или Тхмут Маку, на ее правом берегу, в 5 км к северу от монастыря Сурб Тадевос расположено село Абара Баши. Думаю, данное название – это искаженный вариант топонима Аварайр, а Баши, Баш в переводе с тюркского – Верхний, головной. Еще ниже по течению лежат села Эмам-Коли-Паин и Эмам-Коли-Бала – все три села, по моему предположению, носили исторические названия Верхний Аварайр, Аварайр и Нижний Аварайр. Наконец, восточнее поля Аварайр-Оваджик расположено село Али-Мардан. Возможно, “Мардан” связывается с названием племени мардов, хотя область их расселения лежит гораздо западнее, в предгорьях Васпураканского хребта, и так и называется – Бун Мардастан (Гнездо мардов, Центральный или Главный Мардастан). Либо же, что представляется более правильным, надо восстановить данный топоним в форме Али – армянское Сурб или Святой Вардан, и тогда становится понятно, где же именно был погребен (хотя бы изначально) Вардан Мамиконян.
С периодом освободительных войн Вардананц и Ваананц связаны еще два села гавара Артаз. В центральной его части, в 12 км. к северо-востоку от Маку, на левом берегу рукава Дехин или Сарысу лежит село Ехинд или Иринд. В 484 году, когда велись переговоры между Вааном Мамиконяном и персидским военачальником Нихором, завершившиеся подписанием Нварсакского мирного договора, именно в этом селе находился лагерь Ваана Мамиконяна. Двумя же годами ранее, в 482 году, близ расположенного в восточном Артазе, на приараксинской равнине небольшого села Нерсехапат, Ваан Мамиконян дал бой персидским войскам, завершившийся блестящей победой армянских сил. Именно Нерсехапатская победа стала залогом Нварсакского перемирия.
Наряду с Аварайром, главным символом гавара Артаз, да и всей Армении является монастырь Сурб Тадевос или Главный (Старший) монастырь Апостола Тадевоса. Коротко называемый Сурб Таде, этот комплекс вместе с Эджмиацином, Татевом и Гандзасаром является сегодня одним из самых посещаемых и цветущих наших монастырей. Благодаря государственной заботе дружественного Ирана, монастырь Сурб Тадевос не только полностью отреставрирован и действует, но и с 2008 года является одним из трех армянских памятников Ирана, внесенных по его инициативе в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Сурб Таде расположен близ одноименного села (местное название – Карех Килиса, или Черная Церковь), на правобережье Тхмут Маку, как отмечалось выше – в 6-8 км к северо-западу от поля Аварайр-Оваджик. Кстати, к северу от монастыря расположено другое небольшое поле – Тай Завар. Эта межгорная долина служила главным местом соколиной охоты армянских царей и князей, называясь также Базудзор – Соколиное ущелье. Перевод этого топонима упоминает европейский средневековый путешественник Франческо Пеголотти – Плана ди Фалкониери, т.е. Поле Соколиной Охоты.
Монастырь Сурб Тадевос был построен в V-IX веках, на месте разрушенного капища, где в I веке был похоронен один из апостолов — распространителей христианства в Армении Святой Тадевос (Фаддей). По преданию, здесь же в V веке был окончательно погребен Вардан Мамиконян. Сочетание в монастырском комплексе желтовато-голубых и черных оттенков придает неповторимое очарование этому древнему сооружению, а чересполосное черно-желтое оформление купола старой церкви делает Сурб Таде уникальным и узнаваемым памятником. Каждый год в июле действующий монастырь принимает тысячи армянских паломников со всего мира. Кроме основного комплекса, монастырю принадлежит также лежащая в 17 км. ниже по реке, близ села Барун, часовня Цорцору Сурб Куйс Мариам – Цорцорская часовня Непорочной Девы Марии. Это второй армянский памятник Ирана, числящийся в списке ЮНЕСКО. Часовня при постройке водохранилища на реке Тхмут Маку была тщательно обмерена, камни ее пронумеровали и восстановили на новом, более высоком месте. В средние века монастырь Сурб Тадевос и Цорцорская часовня входили в число наиболее значимых центров армянской мысли и письменности. Здесь жили и творили Ованнес Ерзнкаци, епископ Закариа, переписчик Аристакес и многие другие выдающиеся умы Армении. В окрестностях монастыря сохранились еще пять армянских часовен.
Не менее важен был в раннем средневековье и монастырь Ацюнац Сурб Ншан у одноименного села (ныне – Ацюн или Асин Бозорг (Большой)) на севере Артаза, в предгорьях спускающихся с Сиса (Малого Арарата) Тамбатско-Артазских гор. О нем упоминают Себеос, Товма Арцруни, Ованнес Драсханакертци, Вардан Аревелци и другие историографы. Согласно приводимым ими преданиям, в монастыре Ацюнац хранилась часть мощей Христа. На крайнем севере Артаза лежат озера Ахи или Ал, Большое и Малое, отделяя Артаз от гавара Масеацотн. В селе Хоринанц у южного берега Малого Ахилича расположена церковь Сурб Аствацацин – один из центров армянской средневековой письменности. Столица Артаза, город Маку или Шаваршакан, лежит на левом берегу реки Маку при повороте ее к востоку. Город расположен амфитеатром на крутом склоне бездонного ущелья, и знаменит прежде всего своей неприступной крепостью, принадлежавшей роду Аматуни. В крепости сохранилась клинопись ванского царя Русы II о постройке храма Халди. К востоку от города стоит одинокая скала Сарцали – с помощью дующего летом холодного ветра здесь раньше получали лед. В комплексе крепости Маку – вырубленная в скале церковь Сурб Вардан. Небольшое число армян живет в Маку и в селе Сурб Таде и сейчас.

Григор Бегларян
Продолжение следует

Об Авторе

Похожие материалы

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *