Полет среди нот и красок

Асмик Гаспарян (Гаспар) убеждена: для того, чтобы сотворить что-нибудь стоящее в искусстве (да и в жизни тоже), нужно непременно быть свободным мыслью и духом. Рамки душат творчество на корню, ведь искусство есть полет, а поэтому, считает Гаспар, нужно не задумываясь начать летать – если, конечно, личность готова к этому полету.

Талант как данность

w DSC02042Нередко природа одаряет женщину неотразимой внешностью. Чуть реже случается, вместе с красотой, музыкальный талант. И совсем нечасто к этим двум бесспорным достоинствам добавляется третье – особое видение мира, приводящее к написанию прекрасных картин. У Асмик Гаспарян всё это счастливо совпало.
Пианино и живописные полотна отлично уживаются друг с другом на физической территории и ментальном пространстве Асмик – она окончила консерваторию в Ереване и университет искусств в Москве, работала несколько лет главным дизайнером в театре Армена Джигарханяна. Она строит отношения с людьми, исходя из важнейшего собственного постулата – отношения эти должны быть без единой фальшивой ноты. Естественно, что следование этому принципу намного увеличивает количество поклонников ее искусства, слушателей музыки и зрителей картин. Чему тут удивляться, ведь музыка и изобразительное искусство повязаны между собой накрепко, рождены из одной субстанции – творческого начала мысли и, следовательно, жизни.
Но между этими двумя видами искусства, согласно Асмик Гаспар, есть и принципиальное различие: рисуя картины, человек является творцом, играя же музыкальные произведения – исполнителем. Это не мешает получать высшее наслаждение от обоих процессов, наоборот, взаимодополняет эмоции, выплескивающиеся в каждом случае.
В семье были художники – рисовали отец и дядя, и Асмик внутренне была уверена, что тяга к холсту рано или поздно проснется и в ней. Произошло это в первые темные независимые годы, а написала она полевые маки, всего тремя цветами – теми красками, которые были в тот момент под рукой. Эта картина сегодня является семейной реликвией, талисманом – первая, самая любимая и потому бесценная.
Это теперь полотна Асмик полны разнообразной, порой невероятной цветовой насыщенностью. При этом заметна интересная особенность – в большинстве своем будучи чуть приглушенными, в ансамбле эти цвета создают ощущение яркости, изобилия бесконечного света, позитивного и мудрого. Это относится в равной мере и к портретным работам, и к пейзажам, и к своеобразной «городской лирике» – есть у Асмик ряд картин, изображающих дома на городских улицах. И становится сразу понятно, что она увидела вот эту улицу с того места и под таким углом, что увиденное заставило остановиться и остановить время, чтобы перенести возникший на мгновение образ на полотно, сделав тем самым этот образ вечным. Долгожителем, по крайней мере.

Законы свободы

w 05342259653981_245285376_nХудожник не любит ограничений, вместо этого он устанавливает для себя законы собственной свободы и творит в их рамках, убеждена Асмик Гаспарян. «Мой творческий путь и накопленный опыт позволяют сказать, что искусство не знает ни пола, ни национальности, ни амбиций. Главное в творчестве – это свобода, она и есть самое дорогое, что дано человеку свыше», – говорит она.
И еще – Асмик Гаспар не верит в снисходящее на творца озарение и приходящую погостить музу. В таких вещах, собственно, нет необходимости, ибо существует такая часть души, как интуиция. Именно она заменяет и музу, и просветление – если интуиция эта развита, конечно. Это – шестое, седьмое и далее по счету чувство, но не имеющее ничего общего с внутренним голосом, диктующим те или иные поступки в повседневной жизни.
Образы и цвета, необходимые для их воплощения, рождаются сами собой, одновременно с идеей картины. А если при этом внутри художника звучит определенная музыка, ассоциирующаяся с этой идеей, то выразительность полотна обеспечена, холст становится мыслящим и заставляющим зрителя думать. В какой-то мере ощущение надвигающегося акта творчества сродни чувству жажды, острой необходимости выпить чистой холодной воды.
Вряд ли какой-либо художник, считает Асмик, способен членораздельно объяснить, как именно происходит процесс написания холста, что чувствует в это время рисующий. Важно отыскать среди огромного количества стилей и манер свои, не работать в угоду рынку и заработку на нем – поделка, какая бы она не была искусная и красивая, поделкой и останется. И в самом деле, если думаешь только о том, продашь ты свою картину или нет, получится исполнение заказа. Причем не конкретного, а предполагаемого. Ошибиться здесь очень легко, а вот восстановить собственный почерк и уникальное видение мира очень скоро становится невозможно – отрицательные изменения в личности творца быстро и неуловимо становятся патологическими.
Этими соображениями, в частности, и обусловлено трепетное отношение Асмик Гаспарян к своим картинам – расстается она с ними не очень легко, но и без сожаления, так как доверяет холсты исключительно уважаемым ею людям и галереям. Смелость в вариациях цветовой палитры, свобода выбора объекта для изображения, который воплотится точными и уверенными в собственной правоте прикосновениями кисти к холсту. Кому-то может быть не по душе, допустим, синий или красный цвет вот на этом конкретном полотне – но ведь это нормально, искусство в принципе обязано порождать спор. А Асмик даже ночь рисует светлой и ясной.
Даже манера общения Асмик Гаспарян под стать ее творчеству и отношению к искусству. Она живо откликается на каждую по-настоящему интересующую ее тему, аргументированно обосновывает свое видение вопроса и обязательно вникает в его суть. И в то же время с легкостью необыкновенной, чисто по-женски, проходит мимо ненужного, несущественного, наносного, надуманного. Собственно, для этого тоже нужен немалый талант.

Рубен Гюльмисарян

Об Авторе

Похожие материалы

1 комментарий

  1. HASMIK GASPAR

    Рубену Гульмисаряну —-Главному редактору газеты — Огромное спасибо! Мы ценим высоко что Вы делаете благое дело То дело, которое в современном мире должно занимать самое почётное место в отношениях между людьми, , который даст нам возможность ТВОРИТЬ и жить правильно!
    Вы дарите надежду Каков был не был эгоистичен мир — благодарить людей — значит дарить им веру, возможности, нежность, меняя их на глазах.!!!СПАСИБО! за доброту , чуткость Благодарю вас за теплоту и , за все! Большое,человеческое спасибо!

    Пусть Вам воздастся сторицей!! Д ай бог Вам здоровья.!

    Ответ

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *