«Маугли» и «Маленький принц» в театре сокровищ

Так уж получилось, что, посмотрев в Московском губернском театре Сергея Безрукова спектакль «Сон разума», я «заболел» этим театром. Захотелось увидеть как можно больше. На просьбу «огласить всё меню», то бишь репертуар театра, меня подвели к афише, где среди пьес мировых классиков оказались и три спектакля для детей, кстати, тоже написанных классиками. Известно, что ставить спектакли, адресованные детям, дело крайне трудное и неблагодарное. Театральные критики, как правило, обделяют своим драгоценным вниманием такие спектакли, что несправедливо и обидно для творческой группы. Справедливости ради надо заметить, что и режиссеры берутся за детские постановки либо от нечего делать, либо под нажимом руководства. Тем более было интересно посмотреть, как в театре Безрукова относятся к детям вообще и к их родителям в частности.

prince3Первым спектаклем был знаменитый «Маугли» Киплинга в постановке режиссера Татьяны Вдовиченко, известной своим умением ставить зрительские спектакли. Сказать, что ожидания разновозрастной публики увидеть нечто особенное полностью оправдались, значит не сказать ничего. Спектакль «Книга джунглей. Маугли» смотрелся как настоящий фильм, снятый исключительно при поддержке министерства культуры, что и объясняло минимум локаций. Однако, благодаря фантазии и таланту сценографа и художника по костюмам Ирины Зайцевой, волшебный и таинственный мир джунглей был искусно воссоздан на сцене в миниатюре. Знакомые нам по мультфильму звери предстали в своем «очеловеченном» варианте в прекрасном исполнении актеров театра. Тут и стая волков во главе с мудрым Акелой, благодушный медведь Балу, в меру эротичная пантера Багира (спектакль все-таки детский) в исполнении Веры Шпак. Антигероями были: коварный и злобный Шер-Хан со своей «шестеркой» – шакалом Табаки, бандерлоги и рыжие псы. Питон Каа и прочие герои знаменитой книги джунглей – все явились в новом обличье и в то же время были узнаваемы. Художественный руководитель театра стал инициатором этой постановки и еще, если верить программке, сыграл роль Каа. Узнать в гигантском питоне Сергея Безрукова, признаться, было нелегко. Вот что значит – мастерство перевоплощения! Самым веским аргументом в точности информации стала реакция перепуганных бандерлогов.
Зал, включая родителей и бабушек, сразу включился в спектакль, активно реагируя на все напасти, выпадающие на долю невезучего мальчика, волею судеб оказавшегося в мире диких зверей, где действуют законы джунглей. По Киплингу, в отличие от человеческого сообщества, упорно не желающего жить по принятым правилам, звери максимально придерживаются своих законов, пусть и суровых, но справедливых. Не все, конечно, такие законопослушные. Известное дело: без Зла и Добро не очень выделяется. В данном случае носителем злого начала являлся тигр Шер-Хан (Д. Карташов). Зрители, естественно, активно «болели» за Маугли (в исполнении актеров Александра Соколовского и Ильи Малакова). Лягушонок, бесстрашно вставший на борьбу с наглым беспредельщиком джунглей, не мог не вызвать симпатий. С такой дружной поддержкой одолеть Зло гораздо легче. Дети в зале, живущие в привычном городском комфорте и благополучии, которых за руки привели в театр любящие родители и бабушки, наверняка по-новому осознали ценность понятия «семья». Это побочный, косвенный эффект спектакля.
Великолепные режиссерские находки, точная музыка, создающая атмосферу, пластическое решение многих сцен, включая даже бои – всё это в совокупности и создало довольно увлекательное зрелище. Спектакль сделан «по-взрослому», без сюсюканья и скидок на детское восприятие. Сцена умирающего Акелы, пожалуй, самый драматический эпизод спектакля, вызвала у зрителей искреннее сопереживание. Плакали не только дети, но и старшие.
Совсем в другом ключе предстает перед зрителями премьерный спектакль «Маленький принц» (режиссер – Сергей Безруков) по сказке-притче Антуана Сент-Экзюпери. Это пронзительный по драматизму и лиризму моноспектакль, где главным героем является не только сам Маленький принц, но и автор, от лица которого ведет рассказ Безруков. В этом спектакле актер в одном лице и Сент-Экзюпери, и принц, и одинокий король, и пьяница, и честолюбец, и мудрый беспризорный Лис, мечтающий, чтобы его кто-нибудь приручил. Тема человеческого одиночества раскрыта ненавязчиво бережно, с какой-то светлой грустью и добрым юмором. Авторский текст не декларируется актером, а проживается им, и философская глубина притчи рождается у зрителя на глазах. Это очень тонкий спектакль, выстроенный словно песочный замок, готовый рассыпаться от случайного ветерка. Но так только кажется. Афоризмы притчи приобрели новый смысл. Как актуально звучат, к примеру, эти слова Маленького принца: «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Если бы человечество придерживалось этого правила, то, глядишь, и планета наша выглядела бы куда лучше. Но, увы! Мы упорно продолжаем гадить словно умалишенные, и недалек тот день, когда планета стряхнет с себя неблагодарное людское племя, так и не ставшее цивилизованным.
В течение всего спектакля на сцене присутствует симфонический оркестр театра (дирижер – Сергей Пащенко, музыкальный руководитель – Светлана Медведева). Прекрасно подобранная музыка из произведений Дебюсси, Сен-Санса, Равеля – в данном случае не иллюстрация к действию, а одна из эмоциональных составляющих спектакля. Оркестр органично вписывается в спектакль как действующее лицо и активный участник происходящего.
Наверняка каждый из нас может повторить вслед за Сент-Экзюпери: «Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше». Однако, посмотрев спектакль «Маленький принц», любой зритель поменяет свое мнение о взрослых. Иногда эти взрослые создают хороший театр и творят там такое, что понимаешь – Человек еще не потерян как вид.
К сожалению, третий детский спектакль, «Остров сокровищ», не успел посмотреть. С другой стороны, остров сокровищ в театре сокровищ (именно таким стал губернский театр) – это уже перебор. Не будем забывать, что в искусстве главное – чувство меры. Уже и не помню, кто это сказал. Может, мудрый Лис…

Армен Ватьян

Об Авторе

Похожие материалы

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *