Крематорий в Ереване будет, но… частный

Ежемесячно в столице умирают в среднем 550-600 человек. Наблюдается, правда, незначительное, но все же снижение этого показателя. Это радует, но остроту проблемы захоронения скончавшихся граждан никак не cнимает – кладбища уже занимают более 2% всей территории Еревана. Между тем скорбная «могильная» тема с каждым годом становится все острее, поскольку мест для новых «погостов» в городе катастрофически не хватает, а старые уже перегружены до предела.
По данным ЗАО «Специальное обслуживание населения», сегодня в столице 20 кладбищ, из них 11 — закрытых. Оставшегося земельного резерва порядка 76 гектаров даже при строжайшей экономии хватит лишь на пару десятков лет, а что потом? Между тем, согласно решению правительства, строить кладбища следует только в специально отведенной санитарной зоне, которая должна быть отдалена от жилых домов, медицинских, школьных и дошкольных учреждений, мест массового отдыха на расстоянии не менее 300 м. Однако разрастающиеся могильники и масштабное незаконное строительство с двух сторон врываются в зону отчуждения, сокращая до опасного предела разрыв между ними.
Острейший дефицит кладбищенских угодий, который обостряется с каждым годом, неизбежно порождает коррупцию и мздоимство. Лет 5 назад разразился громкий скандал с заместителем директора кладбища Арин-Берд, получившим взятку в размере 2,5 тысяч долларов за перезахоронение покойника на вверенном ему кладбище. Было и несколько громких судебных разборок, связанных с погребением покойного на территории чужой могилы. Стоимость подобной «услуги» оценивается в 3 тысячи долларов.
Альтернатива кладбищенскому дефициту одна – строительство колумбария. Большинство высокоразвитых стран, на чей опыт мы так любим ссылаться, уже давно отдает предпочтение кремации перед традиционным способом захоронения. В Японии, к примеру, из общего числа усопших кремации подвергаются 98%, в Чехии — 95, в Великобритании — 70, в Дании — 68 %. На территории США действуют 14,5 тысяч крематориев. Вот и в России, столкнувшись с проблемой нехватки кладбищ, стали все чаще прибегать к кремации, уже не вызывая сильного противодействия Русской Православной Церкви. Что же касается нашей Армянской Апостольской Церкви, то она остается последовательным и решительным противником кремации, настаивая на том, что в Судный день каждый христианин должен воскреснуть в собственном теле.
Но до наступления Великого дня бренные останки скончавшихся граждан должны где-то покоиться, а мест для этого уже почти не осталось. Прогнозируя эту опасную перспективу, еще в 1984 году в Советской Армении задумали построить первый крематорий, затраты на который оценили тогда в долларовом эквиваленте в 1,3 миллиона. Однако затем о проекте забыли. В феврале 2006 года в РА был принят Закон «Об организации похорон и эксплуатации кладбищ и крематориев». Население оповестили, что проект крематория уже разработан, и он начнет действовать в следующем, 2007 году. Кроме печей и холодильника при нем будет открыт ритуальный зал для траурных церемоний. Однако и этот проект был предан забвению. В 2008 году тогдашний главный архитектор Еревана Самвел Даниелян пообещал, что новый крематорий будет открыт в столице в 2011 году. И, наконец, после трехлетнего молчания из авторитетных уст прозвучало решительное заверение, что первый крематорий появится в 2014 году в 3-х километрах в направлении Аштарака. Миновал и этот срок, но о крематории по-прежнему ничего не слышно, хотя он имеет массу преимуществ, способен решить много проблем, прежде всего острейшего дефицита кладбищенских угодий. По словам руководителя ЗАО «Специальное обслуживание населения» Размика Арутюняна, кремация позволит сэкономить 80-90% площади. Согласно действующим нормам, одной семье для захоронения традиционным способом 4-х человек государством предоставляется 12 кв м земли, на такой же площади после кремации можно разместить 23 урны.
Экономия дефицитных кладбищенских земель за счет кремации ожидается большая, но на осуществление этого проекта потребуются и столь же большие средства, которых в нашей казне, как известно, нет. До сих пор все посулы делались с расчетом на то, что «Европа нам поможет». Однако первой заинтересованность проявила не Европа, а Азия. Еще в 2005 году построить крематорий в Ереване предложили японцы. По их расчетам, этот проект был оценен в 5 миллионов долларов. Сейчас трудно сказать, почему стороны не пришли к соглашению, но так или иначе, проект не состоялся, так же как и все другие, последовавшие за ним.
Анализируя ситуацию, можно с уверенностью сказать, что строительству крематория препятствовали две основные причины – отсутствие необходимых средств в казне и мощный кладбищенский бизнес, влиятельные заправилы которого руководствуются правилом – чем меньше земли, тем она дороже. Кроме того, ими же крышуется процветающий бизнес, связанный с изготовлением надгробий, в том числе очень дорогих и помпезных, оформление могил, изготовление оград и сеток для них. Все это приносит очень большие деньги, которых можно лишиться после появления в нашем городе крематория и колумбария.
В апреле нынешнего года на законодательном уровне была сделана попытка сдвинуть проблему мертвых с «мертвой» точки. Парламент во втором и окончательном чтении принял законопроект о внесении изменений и дополнений в закон об организации похорон. Авторы законопроекта предложили выправить ситуацию за счет … строительства частных кладбищ, при которых предусмотрены свои (разумеется, тоже частные) крематорий и колумбарий. Между тем этот проект, уже ставший Законом, вызывает много вопросов. Во-первых, площадь частного кладбища, сданная в аренду владельцу сроком на 49 лет, не должна быть меньше 3-х гектаров, а при желании в разы больше. Где же отыщутся эти земли, если уже сейчас «кладбищенские чиновники» горько сетуют на их острейший дефицит? Во-вторых, в зависимости от размера площади владельцу ежегодно придется платить в казну от 2,5 до 10 миллионов драмов пошлины. Если присовокупить к этому прочие расходы, включая проведение оросительной сети, расчистку территории, строительство крематория, колумбария и ритуального зала, «скорбная аренда» влетит арендатору отнюдь не в копеечку. И эти огромные затраты будут заложены в стоимость всех услуг, включая кремацию. Кстати, поправками оговорено, что родственники усопшего обязаны ежегодно продлевать контракт с арендатором, ( надо полагать, не бесплатно), в противном случае последний может распорядиться могилой по собственному усмотрению. Таким образом, частные кладбища, равно как и частные крематорий и колумбарий, станут исключительным достоянием людей с очень толстым кошельком и приведут к очередному социальному расслоению, но уже в «царстве мертвых».
Что выиграют от этого простые малоимущие граждане, которых смерть страшит не только как факт физического ухода из жизни, но и как неподъемный затратный груз для близких? Что выиграет наш город от того, что его застроят частными кладбищами, а крематорий, финансово недоступный большинству семей усопших граждан , мы так и не получим? Впрочем, 1 кв. м для бесплатного погребения на частном кладбище нам обещали…

Лиана Петросян

Об Авторе

ПЯТНИЦА

Независимая еженедельная газета

Похожие материалы

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *