Камо Мовсисян: “Ереван – джазовый город”

В предыдущем номере нашей газеты мы познакомили читателей с некоторыми деталями Международного джазового фестиваля, который пройдет в Ереване 17-19 сентября. А сегодня хочется представить организатора этого музыкального праздника, его мысли о джазе, клубах и о будущем этого жанра в Ереване. Камо Мовсисян, председатель Армянской ассоциации джаза, один из инициаторов создания данной организации и проведения фестиваля, любезно согласился ответить на наши вопросы.

- В Ереване почти десять лет не было джазового фестиваля. Кому пришла в голову идея возродить фестиваль, и какова его цель?
— В последние годы я думал о проведении масштабного джазового мероприятия. Идей было много, попыток тоже несколько, но каждый раз что-то мешало – организационные вопросы, финансовые… Но вот в начале этого года я поделился своими мыслями с нашими ведущими джазменами, деловыми людьми. Все как один поддержали идею, и мы решили сделать это. Дело в том, что я всегда считал, что наш Ереван – джазовый город, имеющий богатые джазовые традиции, с большим творческим потенциалом, хорошей репутацией и, в отличие от наших соседей, глубокими корнями. Я не буду сейчас рассказывать историю появления и становления нашего джаза – об этом не единожды писалось и говорилось. Но то что мы, имея таких великолепных музыкантов, добившись серьезных успехов и достижений на мировой джазовой сцене, не имеем собственного международного фестиваля, это, конечно, непорядок.
Большие фестивали придают городу особый шарм, сильно оживляют его жизнь. Я недавно с удивлением узнал, что в маленькой Швейцарии проводится около 300 крупных фестивалей. Конечно, и у нас проходят разные фестивали, но их должно быть больше, да и масштабы должны быть другими. Ереван – город с большими джазовыми традициями, и их надо поддерживать и развивать. Хорошо, что у меня есть друзья, единомышленники, люди понимающие и болеющие за свой город, и они мне помогают. Мы уже создали Армянскую ассоциацию джаза, у которой, кроме проведения фестивалей, есть и много других важных задач, которые, я надеюсь, мы сможем решить. И надеюсь, что Ереван снова станет одним из признанных центров джаза.
А сами-то вы джаз любите? Это для вас бизнес или удовольствие?
— На сегодняшний день в Ереване делать бизнес на джазе невозможно. Он хорошо слушается, но плохо продается. Если человек хочет делать деньги на музыке, то пусть занимается рабисом, попсой, но никак не джазом. Это не коммерческий музыкальный жанр, по крайней мере у нас. Чтобы довести джаз до “коммерческой кондиции”, его нужно возродить, развивать, популяризировать, приучать к нему людей. А что касается моих личных пристрастий, то я скажу лишь одно – невозможно не любить что-то и заниматься этим. У меня нет музыкального образования, но в моей душе эти семь нот постоянно звучат. Должен признаться – я не могу сосредоточиться на деле, если рядом звучит хоть какая-то музыка. Она меня притягивает постоянно. Да и клуб «МЕЦЦО», который мы создали около шести лет назад, появился именно из-за любви к музыке. За все эти годы мы никогда не предавали музыку, не шли на компромисс ради коммерции. Здесь звучала только качественная музыка, никакой фонограммы, никакого рабиса, никакой дешевки. У нас уже появились постоянные музыкальные коллективы, которые с удовольствием с нами сотрудничают. Кстати, отрадный факт – сейчас в городе появилось очень много музыкальных групп. Конечно, не все они одинаково высокого уровня, но это не беда, это временное явление. В городе много клубов, есть площадки, где можно играть, и скоро, я уверен, количество групп перерастет в их качество.
Но ведь существует мнение, что именно клубы понижают уровень музыкантов, вынуждая их играть коммерчески выгодную, незатейливую музыку, чтобы привлечь как можно больше посетителей. Где же и как музыкантам повышать свой творческий потенциал?
— Несколько лет назад клубов в нашем городе было раз-два и обчелся, и говорить о каком-либо условном общегородском музыкальном уровне было невозможно. Имевшиеся два-три клуба не могли создать достойного уровня музыки. Что тогда звучало в наших ресторанах и барах – мы все хорошо знаем. В последние два года ситуация начала меняться. Появились клубы, арт-директоры которых следят за качеством звучащей у них музыки, требуют от музыкантов соответствующего уровня, интересного репертуара для привлечения посетителей. И музыканты стали серьезнее относиться к своему делу. Например, у нас в клубе музыканты уже не выходят на сцену в повседневной одежде, а приносят с собой сценические костюмы, стараются не опаздывать, как это было раньше. Я уж не говорю о том, что так просто сегодня на сцену не выйдешь – устраиваются предварительные прослушивания, и музыканты серьезно готовятся к этим “экзаменам”. И как результат – ситуация с музыкой в городе в целом и, в частности, в клубах, заметно улучшилась.
По поводу клубов есть еще одно замечание. К сожалению, часто можно видеть и слышать, как во время исполнения по залу ходят официанты, разносят еду и напитки, принимают заказы, посетители громко разговаривают между собой, болтают по телефону, пытаясь перекричать музыкантов. Нет ли желания и возможности превратить клубные выступления в некие подобия концертов – скажем, кухня и официанты работают только до начала выступления и в перерыв, чтобы не мешать музыкантам и тем, кто пришел прежде всего для того, чтобы послушать музыку?
— Желание есть, а вот возможности пока нет. Дело в том, что сегодня и так очень трудно завлечь в клубы посетителей, причины разные и их много. И если клубы будут еще и ставить какие-то условия, то они могут быстро потерять и тех посетителей, которых имеют на сегодняшний день. Мы делали несколько раз нечто подобное, но тогда у нас выступали музыканты с мировыми именами, например, Ришар Галиано. Они поставили это условие, и мы его выполнили. К сожалению, в случае с выступлениями наших музыкантов это не пройдет. Вот когда в клубе будет полный sold out, тогда у нас появится возможность ставить условия слушателям. Это всё традиции, о которых мы говорили в начале. Кстати, пользуясь случаем, хочу проинформировать читателей “Пятницы”, что мы, организаторы фестиваля, решили начинать фестивальные выступления ровно в 19:00, как и указано на афишах. С этой порочной практикой, когда на билетах написано 19:00, а концерт начинается чуть ли не с часовым опозданием, а зрители все еще спокойно продолжают подтягиваться, надо кончать. И мы сделаем это на наших концертах.
Давайте вернемся к началу разговора. Как появилась идея создания Армянской ассоциации джаза, и чем она, собственно, будет заниматься?
— Идея эта появилась у нас с Вазгеном Асатряном года два назад, было желание объединить все здоровые силы музыкального сообщества нашего города и вместе делать одно нужное всем дело. Идею поддержали практически все, с кем мы делились этой задумкой, и в результате нам удалось создать ассоциацию, призванную решать множество нужных и полезных дел. В планах этой некоммерческой организации – проведение двух фестивалей, – один для взрослых участников, и второй – Junior Jazz Festival, который мы намерены проводить в апреле. Кроме того, мы будет поддерживать наших ветеранов музыки, помогать молодым музыкантам, спонсировать их деятельность – приобретать билеты для поездок за рубеж на фестивали, чтобы лучше и шире представлять наше искусство за пределами Армении, организовывать различные мероприятия, связанные с музыкой и джазом, и т.д. Я не зацикливаюсь только на джазе – в планах у нас развитие и других жанров музыки. Если у нас будет больше друзей, больше спонсоров, то и дел мы сделаем гораздо больше. А я уверен, что наше начинание поддержат многие. Так, как нас поддержали коньячный завод «Арарат», ставший генеральным спонсором фестиваля, и компания «Газпром».
Будет ли как-то «запротоколирован» фестиваль?
— Обязательно. Все выступления будут сниматься Первым каналом, за что отдельное спасибо председателю Совета Общественной телерадиокомпании Рубену Джагиняну, в дальнейшем они будут выпущены на лазерных носителях, выставлены в интернете, и те, кому не посчастливится попасть в концертный зал СКК, где будет проходить фестиваль, смогут посмотреть и послушать его. И конечно, это все послужит пропаганде нашего города, что очень важно.
И последний вопрос. Зная, что вы являетесь начальником управления культуры и туризма мэрии Еревана, хочу спросить – будет ли мэрия как-то участвовать в этом большом международном событии нашей столицы, и каково отношение самого мэра города к нему?
— Сразу могу сказать, что отношение мэра исключительно положительное.
А кстати, любит ли он джаз?
— Ну, мне трудно отвечать за него, но то, что он любит хорошую музыку, это точно. И он обязательно будет посещать концерты. Вообще, позиция мэрии в области культуры такова – нужно поддерживать молодежь, развивать искусство, проводить как можно больше концертов самых разных жанров. И вы сами можете видеть, что за последнее время качество проводимых концертов под открытым небом резко улучшилось. Так и будем продолжать.

Беседовал Армен Манукян

Об Авторе

Похожие материалы

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *