Забытая музыка – тайны Армении

Есть, оказывается, такой международный музыкальный проект – «Тайны Армении», которому уже исполнилось пять лет. Руководителя этого проекта, пианиста Микаэла Айрапетяна, можно, наверное, назвать подвижником: человеку не то что не лень находить и исполнять произведения незаслуженно забытых армянских композиторов, а наоборот – это доставляет ему творческое наслаждение. «Это мой долг перед родиной», – говорит музыкант, ничуть не рисуясь. Он вообще далек от громких слов и лозунгов, просто делает нужное и благородное дело.

Музыкальные тайны

DSC_5713«Пылящимся в пыли по магазинам» и не только – на библиотечных полках, среди старых писем и книг у родственников, в забытых углах у букинистов – нотам целого ряда армянских композиторов настал, согласно Марине Ивановне, свой черед. Эти ноты заждались своих исполнителей, некоторые композиции вообще не исполнялись прилюдно, другие звучали на давным-давно позабытых концертах много десятилетий назад. А вот Микаэл Айрапетян вынес их на свет Божий и вдохнул в них вторую, а чаще – первую жизнь.
Так что очень часто работа была пыльной в прямом смысле слова, но Микаэл Айрапетян ею не побрезговал. А ведь молодой (только-только за тридцать) выпускник Московской консерватории и ее аспирантуры мог бы, наверное, выступать с кассовыми концертами, преподавать и жить комфортно, вместе с тем не испытывая недостатка в творческом самовыражении – музыкант ведь мирового уровня, без преувеличений.
Есть две причины, которые не позволили Микаэлу Айрапетяну последовать естественному ходу событий: неугомонность характера и чувство долга перед Арменией. Долги такого рода люди, если уж берутся оплачивать, то делают это нетривиально и в той сфере, где они могут выдать возможный максимум.
Впрочем, Микаэл Айрапетян преподает, последние годы – в Китае, и концертирует тоже. Концерты его проходят в лучших залах Москвы и других городов во всех частях планеты, а наполняются выступления армянской классикой и произведениями современных авторов. Микаэл говорит, улыбаясь, что ему часто приходится слышать, выступая в лучших залах Москвы с музыкой мало кому в ней известных армянских композиторов (Аро Степаняна, Эдуарда Абрамяна и Эдуарда Багдасаряна, например), слова о том, что у него полно денег, раз смог арендовать такой зал, или папа у него – миллионер. Ничего подобного, просто убежденность в правильности своего пути, доказываемая волшебной музыкой, открывает многие двери.

Проект мирового масштаба

Рожденный душой и сердцем и последовательно осуществляемый Микаэлом Айрапетяном проект «Тайны Армении» представляется его автором во многих странах и на разных континентах. Микаэл описывает внимательную китайскую аудиторию, бережное ее отношение к музыке далекой и, чаще всего, совершенно не известной ей страны, но Россией и Китаем география армянских музыкальных тайн не исчерпывается.
Забытая, но достойная звучать на самых престижных подмостках музыка возвращается в концертные залы и фиксируется в цифровой записи. Микаэл Айрапетян, например, тесно сотрудничает с мировой известности звукозаписывающим брендом Naxos, в 2015 году издавшем антологию армянской музыки из трех компакт-дисков, на которых звучат мировые премьеры произведений армянских композиторов.
Два альбома как раз и наполнены произведениями Эдуардов – Абрамяна и Багдасаряна – композиторов, за пределами Армении практически неизвестных, да и на родине несправедливо подзабытых. Третий диск – это собрание виртуозных исполнений Микаэлом Комитаса, Спендиарова, Бабаджаняна, Багдасаряна, Абрамяна и Амирханяна. Сейчас готовится к изданию четвертый диск, целиком посвященный одному Комитасу. Все альбомы купались в благосклонности известнейших музыкальных критиков и продюсеров: в доказательство интересующие отсылаются к таким авторитетным изданиям, как American Record Guide, Fanfare и International Piano.
При этом Микаэлу пришлось стать неплохим бухгалтером, а также постичь премудрости продюсирования – без этого проект вряд ли бы получил материальное воплощение. Вот это уже было не очень интересно, но, тем не менее, необходимо. И полезно, вероятно – для будущих проектов, а они непременно состоятся.
Наверное, будет правильнее дать слово самому музыканту: «Еще в аспирантуре я поставил себе цель – пропагандировать армянскую музыку, представляя произведения забытых авторов. Вот мои работы в аудиозаписи и есть определенный промежуточный итог всего этого. Например, в трехчасовом концерте в Большом зале Московской консерватории в программе было представлено полтора десятка армянских авторов разных эпох. Телеканал «Культура» назвал концерт историей развития армянской музыки за 150 лет.
В прошлом году прошел такой же большой концерт, посвященный Комитасу. Я имею связи со многими западными продюсерами и занимаюсь пропагандой армянской музыки, выпуская записи композиторов Армении. Вообще, за годы учебы и после первых лет на профессиональной сцене я понял, что музыкант должен уметь преподнести себя сам. Если ты не знаком с основами всей этой кухни (реклама, запись, финансы, маркетинг), то тебе будет очень трудно защитить свои права и результаты творчества.
Дело еще и в том, что продюсеры сейчас расхватывают имена, которые у всех на слуху, им ведь очевидно выгоднее вложить деньги в уже раскрученное имя, большую звезду, лауреата престижного конкурса и получить гарантированный доход, нежели вкладываться, пусть и небольшими суммами, в не раскрученного пока музыканта. Кроме того, продюсеры пытаются выжать из музыканта всё, что можно в самый первый момент, когда его имя появляется на страницах престижных журналов. Как только ажиотаж спадает, они его тут же бросают и находят нового исполнителя. А «брошенный», если не сумел вовремя защититься и поставить собственное дело, вполне может остаться на обочине, так как в свое время бездумно и неосознанно целиком отдал себя в руки ловких продюсеров».
Вот и 22 августа Микаэл Айрапетян в рамках проекта «Тайны Армении», в зале Международного Союза музыкальных деятелей, познакомил московскую публику с сокровищами музыкальной культуры Армении. А в начале месяца Центр искусств Гафесчяна на ереванском Каскаде подарил слушателям музыку Аро Степаняна, творившего еще полвека назад и успевшего побывать даже депутатом Верховного Совета Армянской ССР. Микаэл Айрапетян не простил бы себе, если бы имена Аро Степаняна и других армянских маэстро исчезли в мутной стремнине насаждаемого сегодня музыкального ширпотреба.
«Мы можем стать частью истории, соприкоснувшись с процессом возрождения классической армянской музыки, как когда-то Лист открыл для широкой публики Бетховена, Софроницкий подарил миру Скрябина, а Мендельсон вывел из забвения творчество Баха», – говорит сам автор благородного и такого нужного проекта.

Рубен Гюльмисарян

Об Авторе

Похожие материалы

2 комментария

  1. Armenuhi Simonyan

    Երախտապարտ ենք և աստված ուղեկից լինի ձեր գեղեցիկ գործերում: Ձեր ժողովրդի օրհնանք ու սերը առ ձեզ և ձեր աշշխատանքը: A great many thanks, our gratitude to this wonderful musician Michael Hayrapetyan. Мы гордимсв вами также как вы гордитесь нашим музыкальным прошлым.

    Ответ

Оставить комментарий для Евгения Варданян Отменить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *