Если ты шипы посеешь…

Армянская Церковь Св.Филлипоса в Ташкенте

Армянская Церковь Св.Филлипоса в Ташкенте

Уже к середине июля знаменитые узбекские базары заполняются огромным разнообразием фруктовых плодов, поспевающих под щедрым среднеазиатским солнцем. Однако традиция, пришедшая из отдаленного прошлого, предписывает армянам Узбекистана воздерживаться от употребления одного из них вплоть до середины августа.
В долгожданный день, отмеченный в календаре нынешнего года 16 августа, прихожане, поместившие виноград нового урожая в праздничную корзину, отправились в церковь Св.Филлипоса в Ташкенте на празднование одного из пяти главных праздников Армянской Апостольской церкви — праздника Успения Богородицы (Սուրբ Մարիամ Աստվածանի վերափոխման տոնը) и Освящения винограда (Խաղողօրհնեքի Արարողություն).
Торжественную литургию проводил настоятель ААЦ в Узбекистане Тер Гарник Лорецян.
У народов Востока виноградная лоза — один из самых древних символов природного плодородия, духовной жизни и возрождения. Крайне велико ее значение в жизни армянского народа. Обряд благословения созревшего винограда отнюдь не совмещен с праздником Успения, а лишь приурочен к нему. После литургии в армянских церквях совершается обряд благословения винограда, который остается «запретным», пока священник не завершит обряд, после чего, согласно традиции, армянам позволяется употреблять плоды нового урожая. Ритуал этот проводится с V века, однако имеет более древнюю предысторию. В дохристианские времена армяне 11 августа праздновали Навасард, первый месяц древнеармянского календаря, и его особенностью было также восхваление первых плодов винограда нового урожая. В современной Армении этот день получил статус государственного праздника, именуемого Днем национальной идентичности.
Возвращаясь к теме повествования и углубившись в еще более отдаленное прошлое, мы обнаруживаем одну из множества историй, повествующих о наделенном ореолом священности винограде. Легенда гласит, что когда Ной спустился с вершины Арарата, пред ним открылась изумительная картина Араратской долины. Здесь он посадил первый черенок виноградной лозы. Основанная на символическом Божьем благословении, виноградная лоза стала первым растением, посаженным Ноем после Потопа.
В древних памятниках искусства и художественной культуры Армении, начиная от наскальных рисунков, и продолженных в художественных изделиях и предметах прикладного искусства, встречаются геометрические и растительные узоры, изображающие виноград.
В росписи знаменитых армянских храмов, воздвигнутых в период раннего средневековья и отличающихся лаконичностью форм и сдержанностью, мастера-создатели в декоративном убранстве также применяли орнаменты с изображением деталей характерного для Армении растительного мира, в том числе виноградной лозы с гроздьями.
Процесс искусственного отбора, продолжающийся на протяжении примерно 10 тысяч лет, обусловил появление в мире множества разновидностей винограда. Сегодня только во Франции, отличающейся особым трепетом к виноградарству, в винотеке в Астере собрана коллекция из семи тысяч сортов, отличающихся не только своим символическим смыслом.
Современные диетологи, доказавшие пользу винограда, отмечают такие его полезные свойства, как снижение кровяного давления, уменьшение риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, улучшение обмена веществ, усиление иммунитета и лечение авитаминоза. В ягодах содержится множество полезных веществ и минералов (натрий, калий, кальций, фосфор, железо, кобальт), а главный секрет пользы кроется в содержании глюкозы и фруктозы. Сахара виноградной ягоды не претерпевают в процессе пищеварения значительных превращений и сразу поступают в кровь, что благоприятно действует на мышечный тонус, усиливая сокращение сердечной мышцы и повышая обмен веществ, а также расширяя кровеносные сосуды. Все части растения содержат фитонциды, а в листьях винограда имеется внушительное количество витамина С, что позволяет им выступать ценной основой к многим блюдам армянской кухни. Молодые листья винограда используются и в приготовлении традиционного армянского блюда «толма».
Из винограда получают высококалорийные сушеные продукты — изюм (с семенами) и кишмиш (без семян), весьма полезные при заболеваниях легких, печени и почек. Древние также считали, что изюм незаменим для людей с нервными заболеваниями.
Говоря о пользе винограда, было бы нелепо обойти стороной такую важную составляющую его применения, как виноделие. С давних пор, когда только появилась виноградная лоза на земле, люди стали пить вино. Древние врачеватели Гиппократ и Парацельс использовали вино в качестве лечебного средства. Вино стали именовать «молоком стариков», потому что полстакана хорошего доброго вина заменяет все барбитураты, вызывающие наркотический сон. Более того, следует упомянуть о «французском парадоксе». Выяснилось, что французы страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями гораздо реже, чем жители других стран. Причина — в национальном пристрастии к красному вину, в котором, как и просто в красном винограде, в уникальном сочетании содержатся столь полезные для сердца флавоноиды. Считается, что чем старше виноградный куст, тем больше солнца в его плодах и тем полнее и богаче производимое из них вино.
Говоря об истинах, заложенных Создателем со времени всего сущего на земле и подаренных Им человеку, невольно задумываешься на тем, насколько забывчивым порой становится человек. Вспоминаются кампании по борьбе с пьянством и алкоголизмом, развернутые во времена бывшего Союза в1918-1923гг., в 1929-м, в 1958-м, 1972-м… Особенно примечательной была расправа над виноградными угодьями, учиненная в 1985-1990 гг. Началась она спустя два месяца после прихода к власти Горбачева и получила название «горбачевской». По приказу властей огромные виноградные плантации в разных частях страны были порушены бульдозерами. Хорошо, что здравый смысл в человеке пока еще преобладает, и мы по-прежнему в своих деяниях соответствуем вековым истинам. Одну из них — «Если ты шипы посеешь, винограда не соберешь!», — высказанную великим мудрецом Востока Мухаммадом ибн Али Ал-Самарканди, не мешает напомнить сегодня многим политикам в разных уголках планеты. Хорошо бы ее не забывать, равно как и то, что символом прошедшего знаменательного и полного торжественности армянского праздника, сочетающего в себе древность и современность, остается идея любви и надежды.

Георгий Сааков (Ташкент)

Об Авторе

ПЯТНИЦА

Независимая еженедельная газета

Похожие материалы

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *