Восточный джаз Рони Афифа

Когда говорят о джазе или роке, о других современных жанрах музыки, (впрочем, и о классике тоже), в разговорах упоминаются практически все страны мира, вот только Ближний Восток чаще всего остается за кадром. Нет, есть, конечно, талантливые музыканты и в этих странах. Но известны в мире в основном лишь те, кто объединил свои усилия с западными музыкантами и работает на Западе. Дафер Юсеф, Раби Абу Халил, Ибрагим Малаоф… Вот, пожалуй, и все, кто приходит на ум. А жаль, ведь в странах Ближнего Востока немало очень хороших музыкантов, просто до нас они как-то «не доходят». А совсем недавно мне удалось познакомиться с одним из них. Это Рони Афиф, классный барабанщик из Ливана.
Познакомился я с Рони благодаря нашим музыкантам, уехавшим работать по контракту в Дубаи. Саксофонист Артур Григорян и клавишник Самвел Гаспарян, хорошо известные в Ереване джазмены, играли там в различных клубах, выступали в больших шоу-программах. И вот, встретившись однажды с Рони Афифом, они предложили ему создать трио. Вот уже несколько лет они играют вместе, выступают на различных фестивалях, в конце прошлого года записали альбом, совсем недавно выпустили его, а неделю назад презентовали в Ереване. На этой презентации я и познакомился с ливанским музыкантом. И вот что он мне рассказал.

Я с девяти лет начал заниматься музыкой, играл на восточной перкуссии. Начинал с кастрюль, потом увлекся, начал заниматься музыкой в школе, играл на дарбуке, затем продолжил и завершил свое обучение в университете Holy Spirit в Бейруте, получив диплом специалиста в музыковедении. Но, как ты понимаешь, там не было джазового или даже эстрадного департамента, только классика. И до всего надо было доходить самому. А когда я понял, что хочу играть на «настоящих» барабанах, исполнять современную музыку, я начал брать частные уроки.
О джазе я тогда ничего не знал. Но как-то познакомился с басистом, тоже ливанцем, который был страстным поклонником великого джазового бас-гитариста Джако Пасториуса – он знал все его композиции, играл все его партии. Однажды он предложил мне послушать композицию «Донна Ли» в исполнении Пасториуса. Она мне очень понравилась. Я тогда ничего не слышал о Чарли Паркере, легенде джаза, авторе этой композиции. Но мелодия мне так понравилась, что я тут же пошел в магазин и нашел эту запись. Продавец мне предложил послушать еще и альбом Чарли Паркера, а затем и Чика Кориа. И тогда я понял, что джаз – это именно то, чем я хочу заниматься. Я часами напролет слушал джазовые записи, познакомился с лучшими барабанщиками мира и решил стать одним из них.
Ну а потом пошло-поехало. Я играл со всеми, кто меня приглашал, выступил на нескольких фестивалях в составе других групп, потом создал свою. Мы выступали на довольно популярных и престижных фестивалях – Java Jazz Festival, Abu Dhabi Jazz Festival, Dubai Jazz Festival, WOMAD Abu Dhabi, Du World Music Festival, Sunburn Festival в Гоа. Конечно, играл и в своем родном Бейруте, в популярном клубе “Blue Note”. А однажды в Абу-Даби, где я тогда находился, приехал Бобби Макферрин с намерением создать объединенный ансамбль с местными музыкантами. Так я попал в его группу и отыграл с ним три больших концерта. И, кстати, я встречался с армянским пианистом и композитором Артуром Сатяном, который уже много лет живет в Бейруте и очень активно там выступает. С ним мне тоже приходилось играть. Замечательный музыкант. А еще я хорошо знаком с великолепным пианистом Ваагном Айрапетяном. Я и с ним несколько раз выступал.
В 2006 году, когда в Ливане стало неспокойно, я уехал в Дубаи и с тех пор там живу и работаю. У меня свой коллектив, с которым я записал альбом Zourouf. Записывал я альбом довольно-таки долго – не было денег, работа над диском часто прерывалась. И вот в прошлом году он был выпущен. Музыку с этого альбома можно назвать ориентал-джазом. Это не то, что сейчас модно называть этно-джазом. Это настоящий современный джаз с восточными элементами. Надеюсь, он понравится и армянским слушателям.
Я встретился Артуром и Самвелом в Дубаи, в клубе “Blue Bar” после концерта. Они пришли, послушали и предложили выступать вместе. И вот мы уже три года играем вместе. А когда они предложили мне записать альбом с их авторскими композициями, я с удовольствием согласился. Мне нравится то, что они делают. Единственное, что мне всегда хочется им посоветовать при создании композиций, – это уделять больше внимания национальному колориту. Армянская музыка прекрасна, и ее надо показывать любителям джаза в других странах. Ведь каждый музыкант интересен своей музыкой, культурой своей страны, и музыкант, представляющий, скажем, Армению, на фестивале в Европе, вряд ли будет интересен, если он будет играть джазовые стандарты в том же стиле и манере, в какой они были созданы, записаны и много раз исполнены американскими и европейскими музыкантами. Надо показывать что-то свое. Вот латиноамериканские музыканты сумели внести свои элементы и сейчас латин-джаз – полноправная часть мирового джаза. Так почему не может быть ориентального джаза?
Это уже третий мой приезд в Армению. Мне здесь очень нравится, а Ереван чем-то напоминает мне Бейрут. Не внешний облик города – я имею в виду атмосферу, отношения между людьми, кухню… Одним словом, чувствую себя здесь как дома. Успел немного поездить по Армении, большое впечатление на меня оставили языческий храм Гарни и монастырь рядом, в горах… И, конечно, у вас прекрасные музыканты. В прошлый свой приезд мне посчастливилось отыграть с ними великолепный джэм-сейшн.

Армен Манукян
Фото Алины Алексанян

Об Авторе

Похожие материалы

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *