Армянская конница — квинтэссенция военной мощи востока

начало в № 10, 11

«…Если бы армяне были на нашей стороне, то ни иберы, ни албаны никогда не посмели бы поднять восстание»
Персидский марзпан Михран (V век)

В империи Тиграна Великого численность конницы достигала почти сотни тысяч человек, однако после распада его державы кавалерия уменьшилась в числе и довольно долгое время сохранялась на уровне 30 тысяч. Следует учесть, что тяжелая броненосная конница Армении комплектовалась главным образом из знати, неотъемлемой частью воспитания и образования которой являлась верховая езда. Однако очевидно и то, что при всем желании в Армении вряд бы нашлось 30 тысяч дворян, пусть даже младших членов нахарарских родов, так что, видимо, весьма значительная часть айрудзи, особенно легкая кавалерия, комплектовалась из свободных общинников, которые в обмен на службу в войске либо освобождались от налогов и податей, либо получали определенную плату, а то и награждались земельными наделами, переходя, таким образом, в число служилой мелкопоместной знати. Во время крупномасштабных войн набиралось пополнение и из низших слоев — «рамик айрудзи».
В IV веке царь Пап (353-374), учитывая сложнейшее внешне- и внутриполитическое состояние страны, вознамерился увеличить айрудзи. В первую очередь для этого нужны были деньги. И Пап пошел на беспрецедентные шаги. Для того, видимо, чтобы иметь резерв земель для раздачи рекрутам комплектуемой кавалерии, он перестал выплачивать налоги церкви и резко ограничил ее земельные владения. И хотя это вызвало резкое недовольство духовенства, Папу удалось довести численный состав конницы до 90 000 человек. Благодаря усилившейся армии спарапет Мушег Мамиконян вернул в состав царства отторгнутые было окраинные области Великой Армении. Усиление Папа вызвало вполне обоснованные опасения Рима и Персии, и этот весьма неординарный царь (во всяком случае, Аммиан Марцеллин, в отличие от армянских историков, описывает Папа как умного и отважного человека) был убит в результате заговора.
Но уже в V веке численность армянской конницы сократилась до 30 тысяч, а в VII-IX веках – уже всего до 15 тысяч.
Так или иначе, конница находилась под постоянной опекой царствующих особ. Часто смотры и учения они проводили лично. О том, что именно конница составляла стержень армянской армии, свидетельствует и название главнокомандующего вооруженными силами Армении – спарапет, т. е. в буквальном переводе «начальник конницы». Должность спарапета была наследственной и принадлежала роду Мамиконянов.
В данной связи следует коснуться и рода Багратуни, вечных конкурентов и зачастую недругов Мамиконянов. Дело в том, что глава рода Багратуни носил два наследственных титула — аспет и тагадир (иногда его называли и «тагадир аспет»). «Тагадир» буквально означает венцевозлагатель: именно Багратуни во время коронации возлагали на голову царя венец-тиару. Впервые титул «тагадир» встречается в арамейской надписи царя Арташеса I (189-160 гг. до н.э.). А вот титул «аспет» имеет непосредственное отношение к коннице, ибо это буквально синоним звания «спарапет». (Кстати, слово «аспет» впоследствии стало обозначать рыцаря – в европейском смысле этого понятия). Главу рода Багратуни иногда называют также начальником конницы. Но если официально объединенной конницей, как известно, командовал Мамиконян, то какая же еще конница находилась в ведении Багратуни? Армянские хронисты не слишком четко определяют данную ситуацию. Можно предположить, что в распоряжении Багратуни находилась именно царская конница — его так сказать, собственная дружина царя. Кроме того, нам известно, что практически каждое дворцовое ведомство в Древней Армении располагало своими отдельными вооруженными силами, ведавшими охраной царя, защитой его вотчины и т. д. Так или иначе, реальное значение и происхождение должности аспета достаточно сложно. Впрочем, по мнению историка С. Петросяна, посвятившего этому вопросу специальное исследование, первоначальное значение данного титула — окраиноначальник, наместник. Автор считает слово «аспет» сжатой формой древнего (незасвидетельствованного) «арспет»: («аре» — «сторона», «край» + «пет» — «глава», «хозяин», «начальник»). Однако уже в период последних Аршакидов «аспет» — лишь почетный титул Багратуни, без четко очерченных функций. С другой стороны, слова с корнем «асп» связаны не только с конницей как таковой, но и с бронированием. Так, «аспар» означало также щит и другое защитное снаряжение воина («спаразен» — вооруженный и оснащенный).
Говоря об армянской коннице, никак невозможно обойти и уникальный по своей сути документ, называемый Зоранамак. Зоранамак (буквально — «воинская грамота») — официальная роспись, определявшая количество воинских сил в Древней Армении и устанавливавшая их распорядок. Грамота составлялась в соответствии с четырьмя бдешхствами-воеводствами Великой Армении. Это Северные, Южные, Восточные и Западные врата. Каждое бдешхство состояло из 21 или 22 нахарарств с фиксированием численности выставляемых ими войск. Согласно единственному сохранившемуся до наших дней Зоранамаку, относящемуся к IV веку (он был обнаружен благодаря армянке по имени Тирамайр. Зоранамак был прикреплен к «Хронологии» Анании Ширакаци и впервые издан в 1842 году Ованесом Шахатунянцем), в раннем средневековье, при Аршакидах, армянская армия состояла из 124 тысяч воинов, из которых 84 тысячи — нахарарские войска, а 40 тысяч — царские полки (востаник) и внутренняя гвардия (мардпетакан). При возникновении внешней угрозы нахарары собирали свое войско и располагали его в составе воинской группы, указанной в Зоранамаке, а в случае необходимости, по приказу царя или спарапета, оказывали помощь другим группировкам армянского войска. Как уже говорилось, благодаря военным реформам Папа, значительно укрепилась армянская конница. Несмотря на определенную дискуссионность Зоранамака (связанную преимущественно с разночтениями цифр), численность айрудзи, причем только княжеских конных дружин, составляла, по его данным, 85 тысяч человек.
После падения династии Аршакидов в V веке и разделов Армении страна уже не могла содержать прежнее количество конницы. Тем не менее, пока армянские князья владели своими вотчинами-майоратами, айрудзи оставался исключительно весомым фактором как во внутренней, так и во внешней политике Византии и Ирана. И персидский и византийский царские дома продолжали пользоваться услугами айрудзи, щедро оплачивая их ратный труд. Одновременно, исходя из соображений собственной безопасности, персидский двор сократил численность армянской конницы до 30 000, а позднее, во времена арабского владычества, это число снизили до 15 000. Византийские императоры, в свою очередь, в подвластной им части Армении провели реформы, в результате которых младшие члены нахарарских родов и даже женщины получили право наследования, и неделимые раньше вотчины начали дробиться. Здесь стоит сказать, что указами императора Юстиниана армянским князьям было запрещено иметь собственную конницу, что впоследствии привело к очень печальным для Византии последствиям.
К тому же обе империи активно выкачивали воинскую силу Армении, всячески ослабляя ее. Примечательно в этом отношении письмо византийского императора начала VII века Маврикия к его союзнику, персидскому царю Хосрову II Парвизу. Маврикий предлагал своему историческому противнику совместный заговор с целью уничтожения Армении посредством выведения из нее армянских войск и военного класса и их переселения в отдаленные районы Византийской империи и Персии. Вот фрагмент этого письма, приведенный в «Истории» епископа Себеоса: «Народ строптивый и непокорный живет между нами… Давай соберем их — я своих, и отправлю во Фракию; ты же собери своих, и прикажи повести их на восток. Ибо если они погибнут, то погибнут наши враги, а если они кого-нибудь убьют, то убьют наших врагов; а мы будем жить в мире. Пока же они будут находиться в стране своей, до тех пор нам не знать покоя». И такая политика проводилась в отношении Армении веками!
Кстати, нелишне будет заметить, что с самого зарождения Византийской империи все ее монархи набирали своих телохранителей и дворцовую гвардию исключительно из армян. Эта тенденция усилилась, когда престол стали занимать представители армянских родов. Армянские отряды, особенно конницу, принимали с распростертыми объятиями, давая высокие звания и посты их командирам, поощряя вознаграждениями воинов. Византийские императоры размещали крупные армянские соединения не только в столице и на Востоке — в Сирии, Киликии, Каппадокии и т.д. При Юстиниане I несколько полностью укомплектованных армянами армий освободили Италию от готов, а их военачальник армянин Нерсес стал правителем этой провинции.

Нельсон Алексанян

Об Авторе

Похожие материалы

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *