Армянская конница — квинтэссенция военной мощи востока

Начало – в номерaх 10, 11, 12, 13

Грохочут, грохочут, грохочут копыта,
Незримая конница тьмою укрыта,
Бьют землю подковы, Земле не заснуть,
Бескрайняя ночь, нескончаемый путь…

Е. Чаренц (пер. М. Павловой)

Подошел к концу наш рассказ об армянской коннице. В этой последней части мы поговорим о том, как и почему исчезла с полей истории армянская конница, многие века наводившая страх на врагов. А также о некоторых чисто исторических вопросах, касающихся айрудзи и ее дальнейшей судьбы. Мы уже говорили о том, что после разделов Армении и завоевания ее территорий персами, византийцами, арабами, а затем и тюркскими племенами все иноземные властители целенаправленно сокращали численность армянской конницы, а то, что еще оставалось, упорно выводили из страны сражаться на чужих берегах ради своих интересов.
После того, как Армения лишилась собственной государственности, после того, как самые знатные и сильные княжеские роды были переманены в чужие страны и укоренились там, а многие из оставшихся силой или обманом попросту истреблены, фактически исчез источник пополнения айрудзи. Некогда армянская знать считала своим священным долгом и честью служить в коннице и защищать страну от врагов. Однако после того, как коренная Армения подпала под власть иноземных властителей, а полузависимые армянские князья подкупами и интригами добывали у арабских и других завоевателей зачастую эфемерные титулы «князя князей» и основывали карликовые царства в той или иной провинции Великой Армении, служба в коннице во многом утратила смысл. Враги были слишком могущественны, чтобы противостоять им. Да, Багратиды и другие ветви этого рода не раз и не два одерживали победы над зарвавшимися завоевателями и отбивали отдельные нашествия, но победы эти не были решающими, а лишь давали возможность передохнуть и протянуть еще немного.
Армянская конница все больше и больше переставала быть армией государства. Отдельные отряды и полки айрудзи все чаще выступали в качестве наемников. Так, в середине ХI века в войсках киевского великого князя в сражениях против половцев принимал участие армянский отряд. Особенно славилась армянская конница, традиционно наиболее сильное подразделение в древнеармянском войске.
Нет такой силы, которая смогла бы бесконечно долго существовать без родины, без своего государства. После поражения византийцев у Маназкерта в 1071 г. сражавшаяся в рядах Византии армянская конница ушла на Восток. Пытавшиеся воспрепятствовать турецкой экспансии египетские халифы-фатимиды пригласили армянские войска, чтобы с их помощью восстановить в стране власть и порядок. Те овладели Каиром и Александрией, а также подавили восстания бедуинов в Верхнем Египте. Более того, их предводитель, опираясь на эту мощную силу, занял должность визиря халифата и долгие годы успешно управлял страной…
В XII–XIII веках армянские конные полки во главе с князьями Закарянами сыграли огромную роль в укреплении Грузинского государства и освобождении армянских земель от сельджуков. Но в XIII–XIV веках татаро-монгольские завоеватели запретили остаткам родовой армянской знати содержать конницу…
Последние свои победы армянская конница одержала во времена Киликийского царства. После его падения она исчезла с исторической арены, хотя время от времени проявляла себя в армиях различных государств. В частности, она участвовала в знаменитом Грюнвальдском сражении 1410 года в рядах объединенного русско-польско-литовского войска против германцев, проявив незаурядную стойкость и отвагу.
Впоследствии об армянской кавалерии вспомнили при Петре I, сформировав в 1722 году в Астрахани «Армянский эскадрон», состоящий в основном из арцахских воинов. Он принял участие во всех боях на Кавказе и в Каспийском бассейне во время русско-турецкой и русско-шведской войн. Доблесть армянских конников была высоко оценена, и после расформирования эскадрона в 1764 году те, кто не продолжил службу в других конных полках, специальным указом пожизненно получали не пенсию, а полный воинский оклад…
Однако это все – более поздние времена, да и речь идет уже не о кавалерии как составной части войска, а об отдельных отрядах. Мы же пытаемся проследить причины, по которым армянская конница уступила свои исторические позиции. С этой точки зрения абсолютно оправданным и точным представляется мнение известного армянского политолога Левона Мелик-Шахназаряна. Вот что он пишет в статье «За что и как воевали армяне?» (http://voskanapat.info/?p=1015). Просим извинения за обширную цитату, но она того стоит:
«…В айрудзи служили практически целиком представители дворянских родов. Надобности во «всеобщей мобилизации» не было, ибо война с близкими в цивилизационном плане народами никак не угрожала жизни и благополучию крестьян и ремесленников, вообще населения. Воевали исключительно армии, и вражда между ними заканчивалась вместе с самой войной или сражением.
Так обстояло дело до прихода в регион тюркских племен. Нельзя сказать, что армяне впервые встречались с представителями дуальной для нас цивилизации – кочевниками. На протяжении веков армяне совместно с иранцами оберегали восточные и северные границы Армянского и Иранского нагорий от грабительских набегов различных кочевых племен, защищали страну от набегов причерноморских кочевников, проникавших к нам через горы Дагестана, а ко времени прихода турок успели пережить еще и нашествие арабов.
До нашествия монголов, а затем и турок, население Передней Азии и Армянского Нагорья практически никогда не страдало от войн: победа или поражение армянского воинства касалось лишь знати, а для большей части населения, как правило, оборачивалось сохранением или сменой хозяина. С появлением турок армяне, да и не только армяне, впервые почувствовали разницу между прошлыми войнами и кочевым видением цели военных действий: в то время как другие народы и племена пытались лишь ограбить или закабалить Армению, турки пришли в Армянское Нагорье жить»…
А сейчас поговорим о некоторых странных моментах, связанных как с айрудзи, так и с военной терминологией. Например, в Армянской советской энциклопедии (и некоторых других аналогичных текстах) утверждается, что древние источники донесли до нас множество терминов, к примеру, «բյուրավորք» (бюраворк), «հազարավորք» (азараворк), «գումապետք» (гумапетк), «հարդարիչք մարտի» (hардаричк марти), «աղեղնադրոշք» (ахехнадрошк), «ասպարախաղք» (аспарахахк) или «ասպախաղք» (аспахахк), «դրոշակակիրք» (дрошакакирк), «վառնունիք» (варнуник), «ճակատամուղք» (чакатамухк), о значении и содержании которых мы ничего не знаем. Более чем спорное заявление, поскольку даже я, не являющийся специалистом-историком и особым знатоком древнеармянского, покопавшись с полчаса в словарях (Корневой словарь армянского языка, Айказяновский словарь, Словарь грабара, Словарь среднеармянского языка и других), смог определить прямые или пусть даже приблизительные значения этих слов. Так, «բյուրավորք» — это десятитысячники, «հազարավորք» — тысячники, «գումապետք» — обозники либо интенданты, «հարդարիչք մարտի» — церемониймейстер, ристалищный судья, «աղեղնադրոշք» — лучники, «ասպարախաղք» կամ «ասպախաղք» — игра с щитом (может быть, даже турнир), «դրոշակակիրք» — знаменосцы, «ճակատամուղք» — застрельщики, передовой отряд. Наибольшее сомнение вызывало слово «վառնունիք», где очевидный корень «վառ» (вар), т. е. яркий, блестящий, горящий. Но и тут оказалось, что у этого «վառ» есть омоним, означающий щит, а также броню, доспех! Вот фраза из Гевонда, где, кажется, единственный раз приводится это слово: «Եհաս պատրիկն հայոց ի թիկունս օգնականութեան եւ ունի ընդ ի ընտիրս հեծելոց ԺԵՌ արանց վառելոցն» – «Подоспел на подмогу патриций армянский и имел с собой отборную конницу числом 16 000 без латников (щитоносцев?)». Что же касается «աղեղնադրոշք» и других терминов с корнем դրոշ (флаг, знамя, хоругвь), то это скорее всего отряды с соответствующим вооружением и со своими знаменами. Если провести аналогию, то низшей организационной и тактической единицей рыцарского войска было «копье», состоявшее из рыцаря и обслуживавших его оруженосца, конных и пеших лучников, копейщиков и слуг (всего 4-10 человек). 20-50 и более «копий» объединялись в «знамя» (хоругвь), состоявшее из вассалов крупного феодала-сеньора. Несколько «знамён» образовывали рыцарское войско (всего обычно не более 800-1000 рыцарей).
Встретилось мне и еще одно весьма любопытное замечание. «Во времена Великой Армении, в I веке до н.э., царь Тигран Второй имел очень сильную конницу, — рассказывает член Комитета по сохранению карабахской породы лошадей Артем Макарян. — Расцвет коневодства продолжился и при династии Аршакидов. В те времена были отдельные полки тяжелой кавалерии на крупных бронированных лошадях с двуручными мечами, и легкой — на быстрых, вертких лошадях. Были и так называемые кобыльи полки (матьян гунд). Кобыл перед боем искусственно приводили в состояние половой охоты. Они выходили в лобовую атаку с конницей противника, состоящей в основном из жеребцов, затем отступали, уводя неприятеля в ловушку» («МосТ», научно-популярное приложение к газете «Голос Армении»). Бронированные лошади с двуручными мечами, что и говорить, из разряда фэнтези (особенно во времена отсутствия стремян), а утверждение, что «матьян гунд» — это кобыльи полки, охмуряющие вражеских жеребцов, следует целиком оставить на совести автора. Видимо, он спутал «матьян гунд» с маточным стадом, тогда как вся древняя армянская историография в один голос утверждает, что «матьян гунд» — это конная гвардия персидских владык, те самые катафрактарии.
Ну и напоследок… О том, что скачки, конные ристалища, вольтижировка и прочие конные забавы были широко распространены у армян, свидетельствует хотя бы разнообразие народных игр. Назовем лишь наиболее известные.
КАБАХИ — армянская конная национальная игра, стрельба со скачущей лошади из лука в цель, расположенную на высоком столбе.
ЧОПАНАХАХ — армянская национальная конная игра — борьба двух всадников. Для этого в середине площадки вкапывают столб высотой 1,5 м, к которому прикрепляют 2 крепкие веревки. Свободными концами веревки привязывают к задним лукам седел участников игры. Задача борьбы — не слезая с лошади, обвить веревку противника вокруг столба и, ограничив тем самым его подвижность, скинуть соперника на землю или повалить его вместе с лошадью.
МАКАНАХАХ — армянская спортивная игра с мячом и клюшками (маканами) типа поло. В конном варианте размеры поля 100×60 м, ворот — 8×2 м. Мячом служит набитый волосом кожаный шар диаметром 15 см, длина маканов — 140 см. В каждой команде по 6 всадников.
НИЗАКИ НЕТУМ — старинная армянская игра. Существует много ее разновидностей, например поражение цели на быстром аллюре копьем или из лука (кабахи), броском гранаты в кольцо, поражение цели арканом, броском в кольцо и т. п. При первом варианте игры всадник по команде судьи на галопе хватает с подставки (высотой 2 м) копье, подбрасывает его в воздух и на лету ловит, после чего наносит укол в чучело, лежащее на земле, далее наносит укол в мяч, находящийся на второй подставке, затем бросает копье в кольцо, находящееся на верху трехметрового столба. Всадник, перешедший на дистанции с галопа на рысь или сделавший остановку перед оружия или перед броском, выбывает из соревнования.

Нельсон Алексанян

Об Авторе

Похожие материалы

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *